Москву 1957 года глазами швейцарского фотографа предлагает увидеть Иркутская галерея Виктора Бронштейна. Более сотни чёрно-белых и цветных снимков, сделанных во время проведения в столице СССР VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 22-летним репортёром Леонаром Джанаддой, несмотря на то что были заказаны газетой, увидели свет только спустя полвека. Выставка «Москва 1957» начала своё путешествие по миру в 2008 году, и с тех пор посетила десятки городов. 29 октября экспозиция и открылась в Иркутске.
Сегодня Леонар Джанадда – галерист, меценат, предприниматель и деятель культуры. В 1957 году он был 22-летним студентом политехнического университета, подрабатывающим в качестве репортёра в газете L`Illustrе и командированным в составе швейцарской делегации в Москву на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Для того времени это было по-настоящему грандиозное событие международного масштаба. Страна уже оправилась от Великой Отечественной войны, только что по инициативе Никиты Хрущёва произошло развенчание культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС, впервые Советский Союз приоткрывал свой железный занавес. Гостями двухнедельного фестиваля, открывшегося в столице 28 июля 1957 года, стали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Символом дружбы молодёжи всего мира стал Голубь Мира, специально разработанный великим Пабло Пикассо.
Для гостей столицы и её жителей была подготовлена обширнейшая программа, состоявшая из концертов, демонстраций, спортивных состязаний, театральных показов — СССР хотел показать себя с наилучшей, самой парадной стороны. Несмотря на огромное количество сотрудников госбезопасности, молодёжь свободно общалась, невзирая на цвет кожи, национальную принадлежность и политические взгляды. Должно быть, именно поэтому на снимках Леонара Джанадды столько приветливых улыбок и счастливых лиц. Впрочем, фотограф, будучи настоящим репортёром, стремился запечатлеть не только парадную Москву. Помимо официальных торжественных мероприятий, призванных продемонстрировать величие советского народа во всей его полноте, Леонар стремился запечатлеть настоящую жизнь Москвы и москвичей. В результате он создал целую серию фотографий, посвящённых не только неформальному общению молодёжи разных стран, так и целый цикл под названием «Обратная сторона советского рая», где запечатлел жителей столицы в повседневных заботах. Надо сказать, именно эти снимки на выставке вызывают наиболее живой интерес — «официальную» советскую Москву, с её многотысячными демонстрациями и дежурными счастливыми улыбками на лицах, все мы видели в кино, а настоящая жизнь, тем более подсмотренная человеком из другого государства, это большая редкость.
Конечно, это субъективный взгляд, но взгляд человека, который не стремился показать СССР с какой-то определённой стороны, очернить его или воспеть, и благодаря этому фотографии Леонара Джанадды претендуют на некоторую объективность. Интересно, что историческая правда, которой старался добиться молодой фотограф и которая, вообще-то, должна цениться превыше всего, сослужила ему недобрую службу.
Помимо художественной и документальной ценности этих снимков, не менее важно то, как они повлияли на дальнейшую судьбу их автора. Конечно, главной причиной стала общемировая политическая обстановка с царившей тогда в Европе антисоветской пропагандой, но, по сути, именно объективность и честность фотографа привели к тому командировавшая его газета отказалась не только от его снимков, но и от него самого. Более того, с ним не согласились сотрудничать ещё несколько изданий, а немногим позже Швейцарская ассоциация фотографов прессы (АSРР) отказалась принять его в свои ряды. Лишь малая часть того, что сфотографировал Леонар, увидела свет в напечатанном виде, абсолютное же большинство снимков пролежали в виде негативов почти 50 лет. В тот момент для амбициозного молодого человека это было настоящим ударом, и в качестве основного рода деятельности ему пришлось избрать другую стезю.
Тем ценнее выглядят эти снимки сейчас — как некий неожиданный привет из прошлого, законсервированный в капсуле, вскрытой более полвека спустя.
Иркутская галерея Виктора Бронштейна постаралась провести открытие выставки в духе представленного на ней времени. По залу дефилировали дети в пионерских галстуках, а также юноши и девушки, одетые по моде 50-х годов прошлого века, которые потом пустились в пляс под Севастопольский вальс и другие советские шлягеры. На входе гостям, среди которых оказался и новый губернатор региона — коммунист Сергей Левченко, выдавали талоны на питание в кафетерии, основными блюдами которого были закуски из советских столовых – бутерброды с докторской колбасой и с кабачковой икрой, винегрет и «Мимоза», компот из сухофруктов в граненых стаканах. В холле за 22 копейки продавали пломбир, всем желающим предлагали леденцы на палочке и жёлтые тюльпаны.