Депутаты Государственной думы подготовили ко второму чтению итоговую версию законопроекта, меняющего режим охраны Байкала. В обновленном тексте предусмотрели ограничения на площадь рубки и возможность перевода земель лесного фонда в другие категории, сообщается 17 июля на сайте РБК, в распоряжении которого оказался текст поправок.
В окончательной версии ко второму чтению норма о сплошных рубках осталась. В предыдущей редакции законопроекта говорилось, что они допускаются там, где лес погиб (например, в случае пожара), и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену погибших лесных насаждений. В последней редакции уточняется, что сплошные рубки погибшего леса допускаются на определенных участках земель из состава лесного фонда, перечисленных в приложении к законопроекту.
Согласно этому приложению, в Иркутской области таких участков выделено 49 общей площадью 901,7 гектара, в Бурятии — 490 участков общей площадью более 6 тысяч гектаров. Всего площадь, на которой могут быть разрешены сплошные рубки, — почти 7 тысяч гектаров. Эти участки находятся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, площадь которой — 9 миллионов гектаров, включая озеро (3,1 миллиона).
Сейчас в законодательстве есть норма об «уборке неликвидной древесины», согласно которой можно убирать поврежденные деревья. Эта норма может применяться в том числе в лесах, где заготовка древесины запрещена, как, например, на Байкале. Обычно при уборке неликвидной древесины ее нельзя вывозить из леса. Как правило, ее оставляют для перегнивания или сжигают, однако при сплошных рубках древесину можно не только вывозить, но и продавать.
Помимо этого, в последней редакции законопроекта добавилась норма о том, что сплошные рубки в особых экономических зонах в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускаются в границах участков, на которых планируется возведение объектов капитального строительства. Вместе с тем в пределах ОЭЗ в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории не допускается размещение жилых домов.
В новой версии законопроекта сохранилась норма, разрешающая переводить занятые защитными лесами земли лесного фонда в земли других категорий. Это может быть сделано в случае строительства на таких землях таких объектов, как гидротехнические сооружения; сооружения, предназначенные для предупреждения негативного воздействия опасных геологических и других природных процессов на Байкал; автомобильные дороги; тепловые и электросети, линии связи, очистные сооружения и водопроводы. К законопроекту приложен список населенных пунктов, где при строительстве очистных сооружений и водопроводов будет допустим перевод земель в другие категории. Аналогичный перечень населенных пунктов добавился ко второму чтению и к норме законопроекта, которой разрешается перевод земель в иные категории для создания и расширения кладбищ.
РБК отмечает со ссылкой на соавтора законопроекта, депутата от Иркутской области Сергея Тена, что все проекты, объекты, географические точки и реестровые номера, указанные в документе, «максимально детализированы вплоть до наименований лесничеств и участковых лесничеств, указаний на кварталы и выделы, площади земель».
Поправки в закон о защите озера Байкал, которые обсуждаются с 2023 года, разрешают сплошные рубки леса вокруг озера под инфраструктурные и туристические объекты, фактически будет запрещено рубить древесину только для личных нужд. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев документ поддержал, заявив, что с его помощью можно будет построить, в частности, селезащитные сооружения в Слюдянке и развивать Байкальск как город-курорт.
При этом иркутские ученые назвали документ «экологической миной» и предложили властям не рассматривать его. А научный сотрудник Института географии имени Сочавы СО РАН, заслуженный эколог России Татьяна Калихман подробно объяснила, что не так с документом.
Также Центр всемирного наследия ЮНЕСКО выразил обеспокоенность по поводу готовящихся поправок в федеральный закон «Об охране озера Байкал». Зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов заявлял, что поправки ко второму чтению законопроекта «Об охране озера Байкал» должны быть научно обоснованными, торопиться с их принятием не стоит.
В начале октября «Коммерсантъ» сообщил о том, что Правительство РФ потребовало доработать законопроект, разрешающий сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкала. Глава межфракционной группы «Байкал» в Госдуме Сергей Тен в своем Telegram-канале заявил, что официальный отзыв Правительства Российской Федерации на проект закона не принимался и, соответственно, не поступал в Государственную думу.
В декабре 2023 года стало известно, что иркутские депутаты и мэры попросили проверить на экстремизм двух местных экоактивистов — Виталия Рябцева и Любовь Аликину. Они выступали против закона. В частности, Аликина в августе ездила на общественные обсуждения в Бурятию, где заявляла, что закон не проработан. В ответ глава республики Алексей Цыденов посоветовал ей ехать в Иркутск и не учить местных жителей, как жить.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.