Экономические санкции Европы и США в отношении России не повлияют на проект по созданию нового пассажирского лайнера МС-21, который корпорация «Иркут» будет собирать в Иркутске. Соответствующее заявление на авиасалоне в Фарнборо-2014 сделал замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь. В действительности МС-21 – продукт международной кооперации, а выход из проекта хотя бы одной иностранной компании грозит как минимум затягиванием сроков с выкаткой лайнера.
Лайнер МС-21 (в будущем, очевидно, будет называться Як-242) создаётся на замену отечественным Ту-154 и Ту-134, которые сейчас практически не используются в России. Самолёт планируется выпускать в трёх модификациях - соответственно, лайнер будет вмещать от 150 до 210 пассажиров. Первой Иркутский авиазавод (входит в «Иркут») соберёт модификацию МС-21-300, рассчитанную на перевозку 180 пассажиров: два образца – для летных испытаний, один – для статических. В 2015 году ожидается выкатка первого самолета, испытания предполагается завершить до 2017 года, потом «Иркут» начнёт поставки заказчикам. У производителя сейчас законтрактованы 175 самолетов, еще на 50 есть опционы. Крупнейшие заказчики – «Аэрофлот», «ВЭБ-Лизинг».
«Иркут», основная специализация которого – военные самолеты, тщательно готовился к проекту МС-21. В 2004 году он договорился с Airbus о сотрудничестве, которое подразумевало сборку в Иркутске ниш передней стойки шасси, направляющих закрылков и килевых балок для лайнера А320. Таким образом «Иркут» получил первый опыт международный кооперации. Позже пришлось готовить мощности иркутского авиазавода для сборки МС-21. «Иркут» обратился к опыту западных коллег, применил «технологию бережливого производства», пригласил немецкую Durr Systems GmbH, которая разработала и поставила полный комплект технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21.
Новейший российский лайнер – это, по сути, продукт международной кооперации. Кроме российских поставщиков, в его создании, к примеру, участвуют французские Ratier-Figeac (органы управления в кабине экипажа), Zodiac (блоки пассажирских кресел), американская Rockwell Collins (авионика, совместно с российским «Концерном «Авионика»). Наконец, один из ключевых партнёров «Иркута» – американская Pratt & Whitney, которая поставит для МС-21 двигатель PW-1400G. Следует отметить, что еще одной силовой установкой для МС-21 станет отечественный, пермский двигатель ПД-14. Таким образом, заказчикам лайнера «Иркут» предоставит силовую установку на выбор. Американцы уже заявили, что их PW-1400G сократит потребление топлива самолетом на 21–24% «за счёт сочетания нового редуктора и усовершенствованного газогенератора».
Слюсарь заявил в Фарнборо журналистам, что, несмотря на санкции со стороны Запада по отношению к России, работа над МС-21 продолжается. «Госдепартамент США уже выдал лицензию на экспорт одной из наиболее чувствительных частей двигателя. Надеемся, что они будут поставлены в срок, за них уплачены большие деньги. Если нет - скажем «деньги возвращайте» и будем судиться», - процитировало Слюсаря РИА Новости.
В свою очередь, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в ее состав входит «Иркут») Михаил Погосян в Фарнборо пояснил «Интерфаксу», что доля российских комплектующих в МС-21 будет намного больше, чем у Sukhoi Superjet 100. По его словам, «ключевые узлы и агрегаты для МС-21 будут производиться в России». Погосян при этом предположил, что МС-21 будут покупать в первую очередь те российские авиакомпании, которым понравился Sukhoi Superjet 100 – новый ближнемагистральный самолет – его сборка ведется в Комсомольске-на-Амуре, в филиале «Сухого».
Довод с Sukhoi Superjet 100 выглядит спорным. Этот лайнер эксплуатируется перевозчиками с 2011 года, по данным из открытых источников, с того времени с ним произошло 10 инцидентов, связанных с отказом оборудования: отказ реверса, неисправность шасси, разгерметизация салона. Пилоты называют такие проблемы «детскими болезнями», а в авиакомпаниях Superjet считают не очень надёжным, хотя официально никогда об этом не скажут.
Интерес заказчиков к МС-21, очевидно, связан не столько с патриотизмом и желанием поддержать российского производителя, сколько с тем, что «Иркут» обещает, что операционные расходы в связи с использование лайнера будут на 15% ниже, чем у аналогов, а топливная эффективность – на 6-8% выше. Для авиакомпаний это способ снизить общие издержки в условиях дорожающего аэропортового обслуживания и авиакеросина.