Стоять в очереди на улице и в дождь, и в зной, чтобы пройти досмотр на входе в аэровокзал, а потом сразу же перейти в очередь к стойкам регистрации. Это уже привычная история для жителей и гостей Иркутска, которые пытаются воспользоваться местным аэропортом.
Основная инфраструктура построена еще в советские годы, последняя масштабная реконструкция зданий проводилась в нулевые, а модернизацию «взлетки» завершили 6 лет назад. С тех пор — только текущие ремонты ради поддержания инфраструктуры в работоспособном состоянии. Но ситуация с перелетами в последние годы, кажется, развернула руководство авиапредприятия к пассажирам лицом — здесь задумались о расширении терминалов. Разбираемся с далеко идущими планами иркутского аэропорта.
— На протяжении многих лет были разные предпроектные проработки, порядка 10 различных проектов — и по пристроям к терминалу внутренних воздушных линий, и по пристроям к терминалу международных воздушных линий, и объединенный терминал, который планировался в 2019 году и который сорвался. Сегодня в проработке — вопрос расширения зоны прилета внутренних воздушных линий, — заявил Беликов во время сессии заксобрания 22 июня.
Внимание именно к терминалу внутренних воздушных линий (ВВЛ) связано с изменением структуры пассажиропотока иркутского аэропорта. Из-за коронавируса отпали многие заграничные направления, поэтому пассажиры внутрироссийских рейсов стали главными потребителями аэропортовых услуг. В связи с обострившейся международной обстановкой на них делается ставка и в 2022 году. План по пассажиропотоку — 2,2 миллиона человек, что ниже допандемийных показателей (более 2,4 миллиона).
Терминал внутренних линий строился в советский период, его реконструировали в конце 90-х годов, а новое здание ввели в 2009 году. Сегодня его фактическая пропускная способность в два раза ниже проектной (менее 400 человек в час против 800), выяснила компания «Спектрум», которая специализируется на проектировании строительства терминалов.
По сведениям специалистов, остро не хватает площадей для выдачи багажа, входного досмотра и выхода на посадку. Сами иркутяне отмечают очереди на улице и у стойки регистрации, особенно это ощущается, когда аэропорт обслуживает одновременно сразу несколько рейсов.
Что делают в аэропорту, чтобы сделать ожидание людей комфортнее? По словам врио гендиректора аэропорта Петра Беликова, сегодня в терминале внутренних линий дополнительно обустроен четвертый выход на перрон, разграничена посадка, проводится обустройство крыльца — его собираются сделать крытым, чтобы защищать пассажиров от дождя и снега. А еще в ближайшее время планируется организовать дополнительный входной контроль, так как имеющиеся две рамки не справляются с потоком людей.
Но это всё не системные, а оперативные решения. По словам Беликова, проблему увеличения пропускной способности планируется решить за счет пристроя, в который переведут зону прилета и багажное отделение.
— Все прилетающие будут попадать в эту зону, комфортно получать багаж, трансферные пассажиры будут переходить по галерее в основной аэровокзал, а те, кто в город, будут выходить на улицу, — пояснил врио гендиректора.
Есть два способа реализации этого проекта: сделать временное строение, тогда его стоимость будет 1,136 миллиарда рублей, и капитальное, которое почти в два раза дороже и дольше в реализации. Второе также потянет за собой реконструкцию основного здания. Сейчас проводятся предпроектные работы, в результате которых будет определено, что строить: очередную времянку или полноценное сооружение.
Реконструкцию международного терминала Беликов называет «далеко идущим прожектом», который в любом случае потребует капитальных вложений. А сроки реализации даже не озвучиваются.
Действующее здание было построено в 1938 году, в 60-х — сделан пристрой. Некоторое время назад в качестве одного из вариантов модернизации рассматривался проект строительства четырехэтажного пристроя площадью в 12 тысяч квадратных метров (это сопоставимо с терминалом ВВЛ).
Вместе с обновленным терминалом международных воздушных линий планируется построить двухуровневую парковку, также под парковку приспособить территорию сквера, а на улице Ширямова организовать двустороннее движение. Интересно, что в проекте планировки этой территории, который разработала мэрия, часть сквера предполагалось отдать под автостанцию.
Пока этого нет, аэропорт будет продолжать заниматься текущими ремонтами имеющихся мощностей: зданий, рулежных дорожек, оборудования. За период 2014–2021 годов на эти цели потрачено около 2 миллиардов рублей из собственных средств предприятия. В 2022-м планируется направить еще около 500 миллионов рублей. А если затевать масштабную модернизацию, то потребуется не менее 30 миллиардов рублей.
А что насчет строительства нового аэропорта?
В 1990-е и начале 2000-х рассматривался вариант размещения нового аэропорта Иркутска в районе деревни Позднякова, но Главгосэкспертиза трижды дала отрицательное заключение из-за расположения поблизости воинских частей.
В 2015 году по указу президента Владимира Путина аэропорт был передан из федеральной собственности в областную для привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнерства. В этом документе предусматривалась как модернизация существующего авиаузла, так и строительство нового.
При предыдущем губернаторе, Сергее Левченко, власти так и не определились с местом строительства. Зато в 2018 году был заложен камень на месте предполагаемого строительства объединенного терминала внутренних и международных воздушных линий.
В сентябре 2021 года Кобзев заявил, что для размещения аэропорта рассматриваются две площадки — Позднякова и Ключевая падь. Сам глава региона подчеркивал, что «склоняется к Позднякова». Согласование Минобороны по этой территории планировалось получить до конца года, но этого не произошло. По оценкам главы Росавиации Александра Нерадько, стоимость нового аэропорта могла составить 53 миллиарда рублей. Предполагалось, что проект на новый авиаузел должен быть готов до 2025 года, а само строительство начаться не позднее 2030-го.
Конкурс по выбору инвестора планировалось объявить в третьем квартале 2022-го. Но этот срок может измениться, так как региональные власти до сих пор не могут получить одобрение Минобороны РФ.
— Мы наткнулись на отказы подразделений Минобороны, хотя в схеме территориального планирования эти вопросы были согласованы, — заявил на сессии 22 июня первый замгубернатора Руслан Ситников.
По его словам, сейчас регион вновь рассматривает две перспективные площадки — Позднякова и Падь Ключевая. «Мы перестали проводить совещания на нашем уровне, сейчас губернатор включился в переговоры с Минтрансом России и Росавиацией, потому что это поручения [по указу президента], которые были даны и им», — подчеркнул чиновник.