Экономика «Губернатор поторопился». Серых майнеров может стать больше, если им запретят работать на юге Приангарья

«Губернатор поторопился». Серых майнеров может стать больше, если им запретят работать на юге Приангарья

Эксперты напоминают, что новое законодательство еще «сырое» и требует доработки

Серых майнеров может стать больше, если им запретят работать на юге Приангарья

Вчера стало известно, что губернатор Иркутской области Игорь Кобзев направил Михаилу Мишустину письмо, в котором попросил определить порядок и условия запрета на майнинг в отдельных регионах России. Речь идет об установлении запрета на добычу криптовалюты на юге Приангарья, где возник дефицит электроэнергии. Редакция «ИрСити» поговорила с экспертами, чтобы выяснить, чем такие ограничения могут грозить бизнесу.

Чего хочет Кобзев?

В письме губернатора Иркутской области говорится о необходимости определить порядок и условия запрета майнинга в отдельных регионах России. Игорь Кобзев просит сделать это в ближайшее время из-за приближения отопительного сезона.

— В связи с приближением отопительного сезона прошу вас после вступления в силу соответствующего федерального закона (о легализации майнинга — Прим. ред.) в ближайшее время определить случаи и порядок установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях и учесть обоснованность установления запрета на осуществление майнинга в Иркутской области, — говорится в письме, которое цитирует «КоммерсантЪ».

В частности, речь идет об ограничениях на территории Иркутско-Черемховского энергорайона, то есть, в южной части Приангарья. По словам губернатора, энергодефицит, который сложился в этом районе, сдерживает развитие региона.

Интересно, что в мае генеральный директор ИЭСК Дмитрий Конопелько заявлял в интервью «Вести-Иркутск», что энергодефицит связан не совсем с майнингом. В первую очередь причина — в некачественном строительстве домов, при котором не учитываются современные технологии, позволяющие сохранять тепло.

— Мы неправильно идентифицировали и неправильно определяли характер нагрузки. С чем связано лавинообразное потребление? Грешили и на майнинг, который всё время назывался в качестве негативного явления, которое влияет на электрические сети. Оказалось, что это не совсем так. В большей степени это электроотопление, неэффективные дома, которые построены в Иркутском, Шелеховском районе, где в основном складывалась сложная обстановка. И когда мы начали смотреть, в чём же дело, то увидели, что практически мы улицу топим. Дома построены из материала, который не соответствует нашим климатическим условиям. И в этом и состоит основная беда, с которой сталкиваются жители района — им продают некачественное жилье, — комментировал проблемы с отключениями электричества этой зимой Конопелько.

Как много майнинга приходится на Иркутскую область?

По официальным данным — довольно много. По данным правительства Иркутской области, с 2020-го по 2022 год общая нагрузка на электросети выросла на 999 мегаватт, из которых 378 МВт пришлось на промышленный майнинг, а 197 МВт — на «серый», подчеркивает аналитик финансовой группы «Финам» Гордей Смирнов. А уже в 2023 году мощности легальных криптоферм в регионе оценивались в 850 МВт. По сведениям Ассоциации промышленного майнинга, общий объем промышленного майнинга в России составляет 1,5–1,7 Гигаватта. Таким образом, подчеркивает Смирнов, в Иркутской области может быть сконцентрировано до 50% легальных майнеров России.

— Возможный запрет в первую очередь коснется промышленных майнеров, которые в худшем сценарии будут вынуждены переместить свою деятельность в другие регионы. В то же время существует риск того, что после запрета обострится проблема с «серыми» криптофермами, которые не так просто вычислить. Вполне возможно, что их число даже возрастет, если часть легальных майнеров решит перейти в «серую зону», — подчеркнул Гордей Смирнов.

Запрет может противоречить новому закону о майнинге

Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов считает, что введение запрета майнинга в регионах — это преждевременная мера, так как новый закон о легализации майнинга еще толком не начал работать.

Новый закон ввели в августе 2024 года. В соответствии с ним заниматься майнингом смогут только включенные в специальный реестр российские юрлица и ИП. Физлица по-прежнему смогут заниматься майнингом, если не будут превышать установленные лимиты энергопотребления. Кроме того, закон устанавливает, что у правительства будет возможность вводить ограничение на майнинг в отдельных регионах и территориях. Один из авторов инициативы — депутат Госдумы от Иркутской области Александр Якубовский — подчеркивал, что концепция нового закона позволяет учитывать интересы граждан, бизнеса и государства. Он замечал, что законодатели «не пошли по пути запретов, а создают эффективное регулирование с учетом изменений в мире».

— Написанное письмо мы считаем преждевременным, так как государственное регулирование майнинговой деятельности только было принято и отдельные его положения только вступят в свою законную силу. Законодательство было принято для сбалансированного развития отрасли, для ее структуризации, а не как рычаг для борьбы с ней. В связи с этим мы считаем, что обращения о запрете майнинга на определенной территории должны быть только после того, как пройдет определенное время и только в случае если положительные эффекты от правоприменения не были там достигнуты, — подчеркнул Сергей Безделов.

Напомним, в компании BitRiver, крупнейшей среди промышленных майнеров, работающих в Иркутской области, нам рассказывали, что введение нового законодательства должно дать положительный эффект для экономики страны, в том числе рост налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест и даже в снижении стоимости электроэнергии.

Может произойти коллапс

Вообще интерес к майнингу криптовалюты начал активно расти в Иркутской области в 2017 году. Это было связано с выгодным тарифом на электричество, качеством и большим количеством электроэнергии, а также простой процедурой выкупа мощности, заметил криптоинвестор Юрий Дромашко. По его мнению, за 6 лет было распродано мощностей больше, чем есть в наличии.

— Ситуация перед прошлой зимой вошла в стадию коллапса. То есть теоретически энергетики уже рассчитывали, что зимой может быть серьезная проблема вплоть до веерных отключений из-за перегрузок и аварий. Тогда мог случиться региональный энергетический кризис, но, слава богу, мы его как-то смогли пережить. Но в этом году ситуация не сильно поменялась, — заметил Юрий Дромашко.

В итоге вышло так, что сейчас нет мощностей для присоединения новых объектов, в том числе социальных. Дромашко считает, что такая ситуация сложилась из-за действий энергетических компаний. «Губернатор пытается решить эту проблему таким интересным способом, но это в рамках нового закона о майнинге», — подчеркнул эксперт, добавив, что ограничение майнинга только в части региона — это лучше, чем ограничение майнинга во всей области.

— Последствия для майнеров, конечно, будут. Если они не найдут дырку в законе, по которой можно будет обойти ограничения, то им придется выключаться в тех районах, где введен запрет на майнинг, — добавил эксперт, уточнив, что нововведения коснутся как официальных майнеров, так и тех, кто с помощью закона хотел легализоваться.

При этом Дромашко не считает, что губернатор или энергетики выступают против майнинга. Наоборот, майнинг выгоден и даже полезен. «Это стабильная нагрузка на энергосети, она хороша и легко контролируется. В ней мало индукционной составляющей, а много активной составляющей. Это счастье для энергетики, для бизнеса», — объяснил криптоинвестор.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Такой же хаос на грани безумия». Иркутская туристка в ужасе от того, что Большое Голоустное превращается во вторую Листвянку
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Не было ощущения, что мы дома». Иркутянка с семьей переехала в село под Качугом — как она свыкается с деревенской жизнью
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления