Указ, запрещающий работать мигрантам в 16 сферах экономики в 2025 году, за подписью губернатора Иркутской области Игоря Кобзева был опубликован 14 октября на правовом портале региона. Речь идет о приезжих, которые получают патент на работу. Их не смогут нанимать на работу в торговле, пассажирских перевозках, образовании и такси. Разбираемся, что это значит, закроются ли ларьки с овощами и фруктами и повысятся ли цены в такси.
По данным сотрудников подразделения по вопросам миграции МВД, за 9 месяцев текущего года в регион прибыли больше 60 тысяч трудовых мигрантов, половина иностранных граждан получили патенты для работы и около 1300 — соответствующие разрешения на работу.
Из трудовых мигрантов около половины — 26 тысяч человек — заняты в сфере строительства, больше 5,5 тысяч — оказывают услуги физическим лицам, свыше 3,5 тысяч — заняты в сельском и лесном хозяйстве, больше 3 тысяч — задействованы на предприятиях по добыче полезных ископаемых, меньше 2 тысяч — занимается торговлей и ремонтом автотранспорта.
В список сфер, где нельзя будет работать мигрантам, вошли лесохозяйственная деятельность, производство лекарств и ветпрепаратов, оптовая торговля лесом и пищевыми продуктами, алкоголем и табаком, розничная торговля по тем же направлениям, внутригородские, пригородные и междугородние пассажирские перевозки, работа в такси, геолого-разведочные работы, предоставление туруслуг, образование и услуги по присмотру за детьми.
Подобный указ губернатор Иркутской области подписывает в течение последних 5 лет. Аналогичные документы действуют, как в соседних регионах, так и на Урале, и в центральной России. Речь идет о мигрантах, которые работают по патенту.
Патент — это документ, который оформляют сами иностранцы, чтобы легально работать в России. Его выдают тем, кому не нужна виза. Например, гражданам Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана. Исключение — граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Они могут устраиваться на работу в РФ без всяких разрешений, потому что эти страны входят в ЕАЭС. Без разрешительных документов могут работать и иностранные ИТ-специалисты, которых взяли в российские аккредитованные ИТ-компании.
В Иркутскую область в первой половине 2024 года въехало 38 тысяч мигрантов, сообщала в июне пресс-служба МВД, 66% из них приехали, чтобы работать. Большая часть — 95% — из стран Центральной Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана). В полиции уточняют, что чаще всего они работают в строительной отрасли, добыче полезных ископаемых и в сельском хозяйстве.
Бизнес-омбудсмен Иркутской области Андрей Лабыгин рассказал корреспонденту «ИрСити», что каждый год дает оценку влияния указа губернатора на экономику. В прошлом году он консультировался с представителями иркутских деловых сообществ, Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей и предлагал исключить из списка сферы торговли, пассажирских перевозок и такси, так как там наблюдается дефицит рабочих рук, а представители перевозчиков отмечают, что готовы обеспечивать необходимую безопасность. Эти предложения были отклонены.
— Мы ожидали реакцию от предпринимателей, однако выяснили, что никакой большой беды не случилось. Никаких жалоб в течение года не поступило. Никакого обвала или видимого ухудшения в этих сферах бизнеса не произошло. С учетом общей тенденции в стране создавать условия для того, чтобы наши соотечественники больше занимались трудом, а меньше привлекали иностранную рабочую силу, и в связи с отсутствием нареканий со стороны работодателя, [в этом году ]мы замечания не высказывали. Поэтому я считаю, что пока проблемы нет, — отметил Лабыгин.
Миграционная повестка в принципе активно обсуждается на федеральном уровне, в частности, вопросы по незаконной миграции, в том числе незаконная выдача документов, подтверждающих владение русским языком, подчеркнула декан сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, доктор экономических наук Надежда Грошева.
— По сути, правительство решает две проблемы. Первая — проблема с занятостью, когда освобождаются те рабочие места, на которых могли быть наши специалисты. Тем более, если мы говорим о той же самой торговле, то это неквалифицированные рабочие места. И вторая проблема связана с повышением безопасности страны в целом. Поэтому это федеральный тренд, здесь ничего новый регион не придумал, — пояснила эксперт.
Надежда Грошева уточнила, что патент на трудовую деятельность получают по упрощенной процедуре, он не является полноценным документом на жительство. «Здесь, наверно, логика заключается в том, что такие сферы, как общественный транспорт, работа с детьми и так далее, требуют большой ответственности. И если мы повысим требования при приеме на работу на такие места, то опять же меньше станет стратегических рисков», — заметила декан САФ.
По ее мнению, принятие такого указа не вызовет всплеска нелегальной миграции. «Наоборот — он переведет миграцию в стабильное русло, когда все-таки люди будут получать полноценные документы: виды на жительства, рабочие визы и прочее. Наверно, это поможет перевести трудовую миграцию на более высокий уровень», — добавила она.