На днях стало известно, что правительство России не утвердило площадку в районе Позднякова для строительства нового аэропорта Иркутска. Сейчас региональные власти занимаются поиском альтернативы. Мы попросили авиаэксперта — исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева — оценить перспективы развития Иркутска без нового авиаузла и что нужно сделать, чтобы стало полегче.
О позиции федерального кабмина на днях сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
— В последние годы активно обсуждался вопрос переноса в деревню Позднякова. Эту площадку согласовало Министерство обороны Российской Федерации, но на уровне Правительства Российской Федерации она не утверждена. У этого места имеется ряд недостатков для размещения аэропорта. Из-за ее удаленности от транспортных путей и инженерных коммуникаций общие затраты на его строительство могут достичь 200 миллиардов рублей, поэтому мы ищем альтернативы этой площадке, — написал глава региона в своем Telegram-канале.
Говорить о потерях Иркутска и региона в условиях, когда нет крупного аэропорта, не совсем корректно, считает Олег Пантелеев. По его словам, формально можно было бы предположить, что недополученный пассажиро- и грузопоток сократит выручку и чистую прибыль оператора аэропорта и налоговые поступления в региональный бюджет, а также не позволит создавать новые рабочие места. Но это только часть потерь, подчеркивает авиаэксперт.
Кроме того, Иркутск принимает меньше туристов, а значит регион и город получает меньше поступлений от смежной отрасли — туризма. Правда, эксперт уточняет, что немалая часть туриндустрии в районе Байкала по-прежнему остается в серой зоне, поэтому говорить о потерях можно только как о чем-то абстрактном.
При этом Пантелеев указал на то, как развивается соседний аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ. Так, в 2010 году авиаузел обслужил менее 170 тысяч пассажиров, в 2014-м — едва преодолел цифру в 300 тысяч человек, а вот уже в 2024-м замахнулся на 750 тысяч. Плюс соседи перетянули на себя часть регулярных грузовых рейсов, что было особенно актуально в период пандемии и после введения санкций в 2022 году. Отчасти, подчеркивает эксперт, это естественный прирост.
Я полагаю, что минимум треть прироста в аэропорту Улан-Удэ — следствие неспособности аэропорта Иркутска реализовать тот потенциал, которым обладает этот регион.
— И, конечно, отсутствие возможности эффективно обслуживать новые рейсы не даёт возможности сформировать в Иркутске крупный стыковочный узел, несмотря на то что в этом весьма заинтересована авиакомпания S7 Airlines, — заметил Олег Пантелеев.
По словам эксперта, новый аэропорт позволит за год-два привлечь дополнительно 300-500 тысяч пассажиров и перетянуть на часть грузового трафика. Также можно будет наращивать прямые перевозки из российских регионов и международные направления. В целом, оценивает Пантелеев, вполне реалистично в среднесрочной перспективе выйти на 5 миллионов пассажиров и выше.
Но это только в теории. Связано это с ограничениями по пополнению воздушного парка, которые испытывают российские авиакомпании из-за санкций.
— В лучшем случае они могут маневрировать флотом, закрывать одни направления ради открытия других. На ближайшие пару лет прогнозируется сокращение объёма перевозок, а на рост отрасль выйдет вероятно не ранее 2028 года. Соответственно, на то, чтобы построить новый аэропорт, время еще есть, — пояснил авиаэксперт.
По мнению Пантелеева, без нового аэропорта ни город, ни регион особо ничего не потеряют. Старый авиаузел может обеспечивать потребности Иркутска еще долго. Для этого, считает эксперт, достаточно удлинить полосу и построить новый аэровокзальный комплекс между взлетно-посадочной полосой и Байкальским трактом, а также снять ограничения на взлёт в сторону города для грузовых воздушных судов.
— Из-за проблем с пополнением парка воздушных судов у Иркутска есть время, чтобы принять решение и реализовать проект в той или иной конфигурации. Нужно успеть к тому моменту, когда российская гражданская авиация вступит в очередной период мощного роста. Предыдущие периоды Иркутск упустил, повторять ошибки прошлого точно не стоит. Но, как показала практика, даже с учётом ограничений, которые накладывает инфраструктура, аэропорт справляется с трафиком, обслуживает пассажиров и вносит свой вклад в пополнение казны, — заметил Олег Пантелеев.
По итогам 2023 года АО «Международный аэропорт Иркутск» обслужил 3,8 миллиона человек, что на 44% больше, чем в 2022-м. Выручка выросла на 33%, до 3,7 миллиарда рублей, а чистая прибыль — на 23%, до 1,05 миллиарда рублей, следует из данных «Контур. Фокуса».
На ближайшие 3-4 года существующей инфраструктуры хватит. Что будет потом? Потом будет больше недовольных пассажиров и больше счастливых конкурентов.
Ранее директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков в разговоре с журналистом «ИрСити» пояснял, что Иркутск может использовать старый аэропорт еще 5–10 лет, хотя это приведет к ухудшению условий и снижению конкурентоспособности региона. Старая инфраструктура потребует все больших затрат на ремонты и модернизацию, что будет менее рентабельным.
Олег Пантелеев подтвердил, что сейчас наблюдается тренд на развитие региональных аэропортов и смещение трафика на восток. Более того, интерес к Байкалу растет не только у соотечественников, но и у китайских туристов. Поэтому у Иркутска есть потенциал, но чтобы его реализовать, нужно решать сразу несколько задач, считает авиаэксперт.
— Строить новый аэропорт или реконструировать существующий — это только одна из частей большого проекта. Субсидировать межрегиональные перевозки из регионального бюджета надо. Строить гостиницы и объекты притяжения надо. Реконструировать дорогу к Байкалу и развивать дорожную сеть вдоль Байкала надо. И что немаловажно, всё это нужно делать параллельно, чтобы в развитии не было «узких мест», — подчеркнул Олге Пантелеев.
Иркутский аэропорт входит в двадцатку крупнейших в России, но уже не справляется с растущим турпотоком. Он был передан в областную собственность в 2015 году на условиях государственно-частного партнерства для модернизации существующего авиаузла и строительства нового. Но до сих пор это поручение президента не исполнено.
Площадку для размещения нового аэропорта согласовали с Минобороны только в 2022 году. После этого стало известно, что власти рассчитывают начать строительство нового аэропорта Иркутска в 2028 году, на это уйдет три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин при посещении Иркутска заметил, что «Позднякова остается как перспективный вариант», а сейчас нужно сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта, в частности на строительстве нового терминала «под прилет». Также он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу.
В то же время к концу года должен открыться новый временный терминал под прилет и багажное отделение. Его стоимость — около 600 миллионов рублей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.