На днях в Улан-Удэ открыли новый — капитальный — терминал аэропорта Байкал. Здесь же обновили взлетно-посадочную полосу и закупили два телескопических трапа. Благодаря этому обновлению ожидается, что пассажиропоток вырастет более чем в два раза. Тем временем в иркутском аэропорту, который готовится к встрече 4-миллионного пассажира, возникли проблемы с вводом временного терминала под прилет и багажное отделение. А перед этим стало известно, что правительство России отказалось утверждать площадку под новый аэропорт в районе деревни Позднякова, хотя ранее ее удалось согласовать с Минобороны. Мы спросили у Минтранса региона, как он видит развитие воздушной гавани Иркутска. Ответы на сложные вопросы — в нашем материале.
Откроют ли временный терминал?
Топ-менеджеры иркутского аэропорта анонсировали расширение терминала внутренних воздушных линий летом 2022 года. А в октябре 2023-го был выбран подрядчик —иркутская компания «БайкалСтройКомплекс». Стоимость возведения модульного здания оценили в 585 миллионов рублей, а срок контракта истекал 30 сентября 2024 года. Первый эскизный проект сильно задел архитекторов и обычных иркутян, поэтому строители его переделали, поместив на фасад «улыбку» в виде Байкала. Работы шли весь 2024 год, власти обещали открыть терминал до конца года, но с этим возникли проблемы.
Летом Байкало-Ангарская транспортная прокуратура сначала отправила представление аэропорту из-за того, что, по мнению ведомства, терминал имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперта, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта. Кроме того, прокуратура считает, что терминал возводится с отступлением от техзадания. Аэропорт с этим не согласился и стал оспаривать представление в суде. Сейчас в арбитраже три связанных между собой иска из-за нового терминала (в том числе о привлечении аэропорта к административной ответственности) — до их рассмотрения ввод здания в эксплуатацию запрещен.
В пресс-службе правительства Иркутской области «ИрСити» никак не прокомментировали эту информацию. А вот в пресс-службе иркутского аэропорта подчеркнули, что выводы прокуратуры ничем не подтвердились.
Вся проблема — как раз в этих судебных спорах о том, является ли объект капитальным или нет.
В настоящее время временный терминал уже готов к сдаче в эксплуатацию.
В ведомстве уточнили, что практика создания временных терминалов применялась в нескольких аэропортах: в Сочи, Орске и Саранске. Там смонтированы шатры из алюминиевого профиля, сэндвич-панелей с применением современных климатических систем.
— Всё зависит от предназначения и предположительного срока эксплуатации. В аэропорту Иркутск временный терминал предназначен для разделения потоков прибывающих и убывающих пассажиров, а также для зоны выдачи багажа и размещения транзитных пассажиров, — пояснили в ведомстве.
В министерстве создание временного терминала назвали «вынужденной мерой в период увеличенного пассажиропотока». Здание будет эксплуатироваться до строительства нового терминала (видимо, капитального) или вообще нового аэропорта за пределами города.
Развернут ли взлетно-посадочную полосу?
Одним из условий передачи аэропорта из федеральной в областную собственность в 2015 году была реконструкция действующего аэропортового комплекса.
В Минтрансе заметили, что это возможно «с применением механизма государственно-частного партнерства и будет осуществляться по итогам выбора инвестора».
— В предпроектных решениях объем реконструкции может коснуться взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, объектов светосигнального оборудования, строительством нового перрона и нового пассажирского терминала и иных объектов, — говорится в ответе министерства.
Объем и распределение необходимых средств по реконструкции будет определено после разработки проектной документации, подчеркивает Минтранс.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин призвал региональную власть сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта. А заодно он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу. В правительстве Приангарья рассматривают два варианта модернизации аэропорта — разворот взлетной полосы на 30 градусов и удлинение полосы.
В Минтрансе вновь упомянули наработки «Аэропроекта», который также определил стоимость реконструкции действующего аэропорта.
По оценкам экспертов, строительство или разворот новой ВПП длиной 3,2 километра, создание нового пассажирского терминала и сопутствующих им объектов оценивается в 58,5 миллиарда рублей.
Но, учитывая, что по указу президента о передаче аэропорта нужно построить комплекс за пределами города, реконструкция действующей воздушной гавани с такими расходами бюджетных денег «не обоснована с экономической точки зрения и не подтверждена федеральными государственными органами».
Отремонтируют ли международный терминал?
О необходимости модернизировать терминал международных авиалиний тоже говорили в 2022 году. Но тогда ее называли «далеко идущим прожектом», сроки которого даже не озвучивались.
Действующее здание построили в 1938 году, а в 60-х сделали пристрой. Некоторое время назад в качестве одного из вариантов модернизации рассматривался проект строительства четырехэтажного пристроя площадью в 12 тысяч квадратных метров (это сопоставимо с терминалом внутренних линий).
Международный терминал нередко становится объектом для очень жесткой критики. Так, в начале этого года комментатор КХЛ-ТВ, телеканала Континентальной хоккейной лиги, Сергей Федотов остался в шоке от международного терминала иркутского аэропорта и попросил своих подписчиков в соцсетях никогда не летать через наш город за границу. А местный шоумен Иван Вильчинский сравнил иркутский и пекинский терминалы, и наш, конечно, сильно проиграл.
В Минтрансе не дают определенного ответа на вопрос, когда же международный терминал отремонтируют.
— Целесообразность реконструкции международного сектора пассажирского терминала будет решена по итогам выбора инвестора по строительству нового аэропортового комплекса и реконструкции действующего аэропорта. Оценка будет определена при разработке проектной документации, — подчеркнули в ведомстве.
Почему отклонили участок под Позднякова?
А что же с проектом нового аэропорта Иркутска? О нем говорят как минимум последние 30 лет и никак не могут прийти к согласию. Последней площадкой был участок в районе деревни Позднякова, которую в нулевые трижды отклоняла Главгосэкспертиза. Связано это было с размещением в том районе военной части.
Тем не менее губернатору Игорю Кобзеву удалось согласовать эту площадку с Минобороны — на это ушло около 2 лет. После этого власти начали строить планы о том, что стройка века начнется в 2028 году и продлится три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло. Тем более что уже упоминавшийся здесь Левитин предложил отложить планы по новому аэропорту и заняться наведением порядка в старом.
А в октябре 2024-го, как сказали бы в кино, грянул гром — правительство РФ не согласовало Позднякова для размещения нового аэропортового комплекса.
В Минтрансе Иркутской области пояснили, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости. Ее назвали еще летом — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
При пересчете стоимости строительства, оцененной проектной документацией в 2008 году, с использованием показателей индекс-дефляторов Минэкономразвития России установленная стоимость строительства является заградительной и не сможет быть реализована бюджетами и инвестиционными средствами в целях окупаемости в ближайшие десятилетия.
То есть таких денег не найти, даже если привлечь к проекту инвестора.
На сегодня, по данным Минтранса, есть только один возможный вариант для размещения нового аэропорта — это площадка «Ключевая», которую также не могли согласовать из-за того, что в том районе свои испытания проводит Иркутский авиазавод.
— Окончательное решение в настоящее время еще не принято, — добавили в ведомстве.
Может, всё-таки отдать аэропорт в Федерацию?
В конце 2023 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что власти региона ведут переговоры о передаче ВПП иркутского аэропорта в федеральную собственность. Кроме того, предполагается, что авиаузел будет передан РФ, а оперативное управление будет за корпорацией «Ростех» (в ее структуру, в частности, входит Иркутский авиазавод).
— По мнению Минтранса России, в сложившихся условиях передача аэродромной инфраструктуры действующего аэропорта в федеральную собственность с участием частного собственника не представляется возможным, — как будто вынес приговор областной Минтранс.
В ведомстве подчеркнули, что «Ростех» является потенциальным инвестором, но его участие в строительстве нового аэропорта «еще окончательно не решено», а значит, «договорные отношения не определены».
Будут ли в Иркутске телетрапы?
Одно из желаний иркутян (и не только) — это телетрапы. Целых два, напомним, закупили для бурятского аэропорта Байкал (а он по пассажиропотоку более чем в два раза меньше, чем иркутский).
Из ответа Минтранса следует, что в 2023–2024 году исследовательский институт «Аэропроект» проводил предпроектные работы. Во время них эксперты института «отклонили предложенные телетрапы» из-за стесненных условий действующего перрона и предложили вернуться к вопросу при проектировании нового пассажирского терминала.