В Иркутске особая гастрокультура только зарождается — в отличие от Красноярска, который считается гастростолицей Сибири. Тем не менее в столице Приангарья есть заметные рестораны, которые периодически попадают в лонг-лист премии WhereToEat, и сюда приезжают именитые шеф-повара, готовые придумывать необычные блюда из омуля или голомянки. Мы решили выяснить, кто и сколько зарабатывает на иркутском общепите. И оказалось, что лучший не значит прибыльный.
Как мы считали?
За основу мы взяли данные сервиса «Rusprofile.ru», выбрали компании по виду деятельности «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» и ранжировали их по объему выручки и чистой прибыли за 2023 год. Важно учитывать, что в некоторых заведениях посетителям могут давать два чека: отдельно за напитки и за алкоголь. Это связано с тем, что лицензию на крепкий алкоголь может получить только юридическое лицо, а вот ИП позволяет сэкономить на налогах. Но проблема заключается в том, что ИП не раскрывает свои финпоказатели, так что доходы могут быть гораздо выше.
- KFC, который не KFC
- Пивная империя
- Музей Перчини
- Армянский «Мираж»
- Мастера пиццы
- Богатый кинопрокатчик
- От автомобилей к суши
- Холдинг бывшего мороженщика
- «Том Ям», «Песто тесто» и гордума
- Торты от бывшего губернатора
KFC, который не KFC
В Иркутске под брендом KFC (а сейчас это Rostic’s) работает «Байкал Ресторантс Групп». Фирма по итогам 2023 года получила выручку в 965,8 миллиона рублей и убыток в 606 тысяч рублей.
Одна из самых заметных точек находится на улице Урицкого, а всего у БРГ насчитывается 9 точек в Иркутске и одна в Ангарске.
Владельцем иркутской фирмы является Елена Шевченко, предпринимательница из Новосибирска. В прошлом она совладелица агрохолдинга «Белая дача», специализирующегося на выпуске зелени салатов. Сейчас она также владеет новосибирской компанией «Вега-Якт», на которую зарегистрирована одна из «Пятерочек» в Якутске.
Первый KFC открылся в Иркутске в 2014 году. Но после начала спецоперации в 2022-м владельцы сети заявили о том, что бренд уходит из России. В мае 2023-го холдинг AmRest, управляющий ресторанами, закрыл сделку по продаже бизнеса и передал все права отечественной компании «Смарт Сервис Лтд». Сумма сделки составила 100 миллионов евро. Новому владельцу достались 215 ресторанов KFC, операционная система, права на франшизу и бренд Rostic's.
Той же весной в России начали меняться вывески ресторанов. В Иркутске это произошло в начале 2024 года.
Пивная империя
Одна из самых мощных империй в сфере ресторанного бизнеса — это сеть ирландских пабов Игоря Кокоурова, которая давно уже шагнула за пределы Иркутска да и вообще России и теперь Harat’s можно найти не только в столичных мегаполисах, но и в Америке, Хорватии, Таиланде, Венгрии, Казахстане, Кипре, Беларуси и еще четырех странах. К слову, юридические лица, на которые зарегистрированы рестораны, названы довольно забавно: «Ежики», «Кроты», «Еноты», «Хомячки», «Бобры» и тому подобное.
Кокоурову также в Иркутске принадлежит сеть магазинчиков «7:40», «Дело-Табак». Из более крупных объектов, кроме сети пабов, владения Кокоурова — это гостиница «Сайен», рестораны «Киото», «Стрижи», «Фуллерс» и «Бирхауз». Все это в регионе объединено в одну группу компаний «Материк». Если судить по финансовым итогам 2023 года, выручка стремится к 800 миллионам рублей, а чистую прибыль можно оценить в 2,5 миллиона рублей.
Как рассказывал Кокоуров журналу «Секрет Фирмы», он окончил исторический факультет Иркутского госуниверситета, и, когда ему предложили остаться в аспирантуре со стипендией 70 рублей в месяц, отказался. Два года ремонтировал квартиры, а потом взял денег у родителей, добавил своих и открыл киоск. Палатка стоила 500 рублей, ещё 1 тысячу рублей потратил на товар: шоколадки, пиво, сигареты, презервативы, жвачку. Когда появились деньги, открыл второй киоск. Так начиналась компания «Дело Табак».
В 2009 году открылся первый паб на 60 мест (сегодня самый маленький по площади, 120 кв. м) в Иркутске. Первый Harat’s по франшизе открылся в 2010 году в Красноярске. Кокоуров назвал свою сеть в честь бурятского села Харат, где бизнесмен и родился. «На русский это переводится как чёрная река, а чёрная река — это Guinness», — шутил он. По итогам рейтинга GoldenBrand в 2015 году Harat's вошёл в десятку лучших франшиз. В 2016-м бизнесмен заявил, что больше ни копейки не вложит в Россию.
Сейчас Кокоуров живет в Хорватии.
Музей Перчини
По франшизе итальянского ресторана Perchini в Иркутске работает Антонина Жукова. Рестораны находятся в «Яркомолле» и «Новом». Первые точки начали появляться в городе в 2017 году.
По данным «Контур.Фокуса», Жукова владеет компанией «Музей авиации». Он расположен по тому же адресу, что и аэропорт Иркутска. До 2019 года Жукова обеспечивала бортовым питанием авиакомпанию «Якутия».
Три юридических лица, которые имеют в названии слово «Панорама» и к которым относятся итальянские рестораны, за 2023 год выручили в общей сложности больше 618 миллионов рублей и получили больше 75 миллионов чистой прибыли.
Армянский «Мираж»
Еще одно крупное гастро-объединение в Иркутске принадлежит членам армянской диаспоры. В это объединение входят развлекательный центр «Мираж» с одноименным рестораном, «Амстел», «KiSS», траттория «Мамини». Общая выручка по итогам 2023 года оценивается в 560 миллионов рублей, а чистая прибыль — в 55 миллионов.
Один из самых крупных владельцев ресторанов — Ашот Минасян. Через третьих лиц он связан с дистрибьютором завода «Байкал-Инком» (бренд «Волна Байкала»).
Один из партнеров Минасяна — Эдуард Саргсян, который в «десятые» владел заводом «Родник», выпускавшим безалкогольные напитки, например, «Mix» и «Бинго». Помните такое?
Мастера пиццы
В Иркутске представлено сразу несколько сетей пиццерий.
Пожалуй, одной из самых крупных и известных можно назвать «Папа Джонс». Первая пиццерия этой сети появилась в городе в 2010 году в здании на Марата, 48.
На Урале и в Сибири развитием франшизы занимается иркутский предприниматель Сергей Смолин. В прошлом он торговал лесоматериалами. Иркутянину также принадлежит ресторан «Суши Ям».
На него зарегистрированы юрлица в Екатеринбурге, Кемерове, Красноярске и Томске. В Иркутской области Смолину принадлежит две компании «Пи Джей Иркутск» и «Пи Джей Ангарск». По итогам 2023 года бизнес Смолина получил выручку в 783,7 миллиона рублей, а чистая прибыль в общем итоге составила 87,2 миллиона рублей.
Еще одна крупная сеть — «Додо Пицца». Её в городе развивают супруги Антон и Наталья Нефедьевы. Им принадлежит пять компаний, связанных с общепитом, в Иркутске и Шелехове, их общая выручка превышает 525 миллионов рублей, а чистая прибыль — 93,7 миллиона.
Изначально Нефедьев работал начальником IT-подразделения в одном из банков, а потом во время путешествий с женой они увидели, как работают известные ресторанные сети. Так появилась идея открыть бизнес по франшизе в общепите. Вскоре супруги начали переговоры с управляющей компанией «Додо Пиццы». На быстрое решение повлияло изучение блога основателя сети — Федора Овчинникова «Сила ума», признавался газете «Дело» Антон Нефедьев. Чтобы войти в дело, начали с Ангарска. В 2015 году в ангарским кафе была связана неприятная ситуация — перед самым открытием фасад кафе кто-то облил зеленой краской, а перед этим владельца «прессовали» — приходили некие крепкие ребята, которые предлагали «сотрудничество».
После Ангарска Нефедьевы открыли пиццерию в Братске, а затем шагнули в Иркутск.
Третья в этом списке — «Фокс Пицца». Сейчас по франшизе в Иркутске работает производственный кооператив «Содействие». Семейные кафе есть не только в областном центре, но и в Шелехове, Ангарске и Усолье-Сибирском.
По итогам 2023 года ПК задекларировал выручку в 213,9 миллиона рублей, а чистую прибыль — 7,3 миллиона.
Судя по данным «Контур. Фокуса», «Содействие» было связано с несколькими предпринимателями из Иркутска и Улан-Удэ, одному из которых — Аюру Дамбиеву — принадлежит позная «Унга».
Богатый кинопрокатчик
Один из крупнейших рестораторов — это бизнесмен Михаил Чуев, чуть ли не главный кинопрокатчик в Иркутске. Бизнес он начинал вместе с женой Татьяной.
— Возили мебель, продукты. Фактически занимались всем, что попадало в поле зрения. Мебель нас и привела в кинотеатры. Где открыть мебельный салон? <…> Мы остановили свой выбор на кинотеатре «Баргузин». Взяли в аренду часть площадей и сделали здесь выставочный зал, здесь же открыли бильярдный клуб. Стали думать, как развиваться дальше: в мебель не очень-то хотелось, а бильярдных клубов в нашем городе много не откроешь, да и конкуренция уже образовалась. <…> В новом формате «Баргузин» мы открыли в 2000 году. За год-два до этого в Москве как раз появились первые dolby-кинотеатры, мы съездили, посмотрели — нам очень понравилось. Первый в столице dolby-кинотеатр — «Киномир» от сети Кодак на Тверской — пользовался огромным успехом. И мы подумали, почему бы и нам не заняться кинопрокатом? — рассказывал Чуев в интервью газете «Дело».
Сейчас Чуев владеет кинотеатром «Баргузин» в Иркутске, «Родиной» в Ангарске, а также Western Park (который представлен в Иркутске, Томске и Улан-Удэ). В сеть его кинотеатров также входили ныне закрытые «Орион» и «КиноДжем».
Судя по «Rusprofile.ru», кинобизнесмен владеет сетью ресторанов грузинской кухни «Гиви ту ю», которые по итогам 2023 года получили выручку в 295,8 млн рублей и чистую прибыль в 29,4 миллиона.
Кроме того, на Чуева зарегистрирована белгородская «ФудГрупп», которая работала под товарным знаком «Перчини», но с 2020 года у компании нет финансовых сведений. Сейчас по этой франшизе работают другие предприниматели.
С Чуевым связывали также кинотеатр «ДонОтелло» вместе с одноименным рестораном и первое K-pop-кафе «Chiko». Но по «Rusprofile.ru» кинотеатр принадлежит «РестГруппе», владельцем которой указан Максим Сизиков (а до этого был Сергей Макаров). Компания по итогам прошлого года выручила 110 млн рублей. А сам Макаров владеет несколькими мебельными салонами. Его фирме «Гудвин» принадлежит «Чико», по итогам 2023-го компания заработала 173,8 миллиона рублей.
От автомобилей к суши
Еще одна крупная сеть — «Суши Студио». Первый ресторан появился еще в далеком 2009 году.
В 2015-м в точку на Карла Маркса приезжала Елена Летучая с программой «Ревизорро» и обнаружила нарушения, в частности, грязь, тараканов и просроченные продукты. После этого ресторан закрылся на ремонт, после этого для посетителей открыли кухню, а в администрацию ввели эксперта по качеству.
В городе сеть развивает компания РНГ, руководителем и владельцем которой является Никита Рыжков. Раньше он был среди совладельцев дилерского центра и шиномонтажки на Ширямова. По итогам 2023 года РНГ выручила почти 230 млн рублей, а чистая прибыль составила 2,3 миллиона.
Холдинг бывшего мороженщика
В ресторанный холдинг «RedRock» входят такие заведения, как «Жадина Говядина», «Энибени», «Два барашка», «Итальянцы», «Русский», «Тэтри», «Рюмочная 12 стульев», «Hiro». Владелец холдинга — Егор Охотин.
Он родился в Краснокаменске, но учился в ИрГУПСе. Он начинал с сети мороженого «33 пингвина», в Иркутске работало 32 точки, когда Охотин продал компанию. Затем бизнесмен вместе с приятелем открыл франшизу с одеждой «Канцлер», сеть пиццерий Major, которая работала в Иркутске, Улан-Удэ и Чите, а также магазин косметики Inglot, рассказывал Охотин в интервью «Собаке».
Юрлица, на которые зарегистрированы рестораны, по итогам 2023 года в общей сложности выручили 235,9 миллиона рублей. А чистую прибыль с учетом убытков некоторых юрлиц Охотина можно оценить в 1,7 миллиона рублей.
«Том Ям», «Песто тесто» и гордума
В городе работает два гастробара «Том Ям», оба на Верхней Набережной. Принадлежат они компании «Реста», которой руководит Дмитрий Воронцов (в прошлом он управлял отелем «Звезда»), а владеет Елена Чудакова (ранее торговала косметикой). Чудакова может быть связана с бизнесом семьи спикера гордумы Евгения Стекачева.
По итогам 2023 года «Реста» выручила 179,4 миллиона рублей и получила 38,8 миллиона чистой прибыли.
С семьей председателя иркутской думы связан ресторан «Песто Тесто» и шашлык-бак «Угли» в Улан-Удэ (среди совладельцев компании — Елена Стекачева), за прошлый год он выручил 104 миллиона рублей, а чистая прибыль составила 2,4 миллиона рублей.
Директором «Песто Тесто» является Сергей Бояринцев, ему принадлежит «Бабр Бургер» (который последние три года не получает выручку и является убыточным). В 2019-м газета «Дело» писала, что Бояринцев также открыл два филиала «Жадины-Говядины».
Торты от бывшего губернатора
Довольно прибыльными в 2023 году оказались заведения, входящие в группу «Истлэнд», которая принадлежит экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко и его семье.
Компания «История» владеет одноименным рестораном в гостинице «Иркутск», кафе «Волна» рядом с пристанью «Ракета» в Солнечном и кондитерской «CakeLand», которая занимается доставкой тортов. А директор фирмы Арминэ Абрамян по совместительству еще и руководит отелем и турагентством.
По данным «Контур. Фокуса», за прошлый год «История» выручила 104,5 миллиона рублей, а чистая прибыль составила 32,5 миллиона рублей.
Напомним, что самыми крупными активами Ерощенко в группе «Истлэнд» можно назвать Восточно-Сибирское речное пароходство (фактически монополист на юге региона, который обслуживает популярные у туристов паромные переправы Листвянка — Порт Байкал и Сахюрта — остров Ольхон), авиакомпания «Ангара», операторы малых аэропортов Киренска, Ербогачена и Нижнеудинска, отели «Иркутск» (бывший «Интурист») и «IRKUTSK CITY CENTER» (бывший «Марриот»), а также горнолыжный комплекс в Листвянке.