
«За чей счет банкет». Экономист оценила стоимость нового иркутского аэропорта
На днях стало известно, что Росавиация и Ростех согласовали площадку для строительства нового аэропорта Иркутска — это «Ключевая», которая находится в районе одноименного поселка. Раньше предлагали «Позднякова», но её отвергли из-за очень высокой стоимости — около 200 миллиардов рублей. Мы поговорили с деканом сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, доктором экономических наук Надеждой Грошевой о том, сколько могут стоить воздушные ворота региона.
Как объясняли в Росавиации, у «Ключевой» есть несколько преимуществ перед другими площадками. Это близкое расположение относительно городов Иркутской агломерации, минимальное шумовое воздействие на возможную будущую жилую застройку и отсутствие необходимости выноса существующих инженерных сетей, сооружений, зданий, а также переселения граждан.
По словам Надежды Грошевой, часть затрат в этой глобальной стройке возьмет на себя инвестор, а часть — государство, так как есть инфраструктура, которая по умолчанию находится в федеральной собственности.
— Я не видела сметы, но могу предположить, что примерный порядок цифр — от 150 миллиардов до 400 миллиардов рублей в зависимости от размаха, от масштабов строительства, — оценила эксперт.
Грошева подчеркнула, это инвестиции только в аэропортовую инфраструктуру. Отдельно потребуется создать транспортную и дорожную сеть для доставки грузов, пассажиров и так далее. А это уже задача для региональной власти.
— Но важно понимать: за чей счет банкет? За наш с вами. Потому что любая инвестиционная составляющая, в том числе привлеченное кредитное финансирование, обязательно будет заложено в тариф. А это сразу повлияет на стоимость авиабилетов. При этом она и так достаточно высокая. Тем более, что Иркутская область находится в очень непростой ситуации конкуренции с субсидированными перелетами в Дальневосточный федеральный округ. Возможно, это один из факторов, который останавливал при решении вопроса переноса аэропорта, — подчеркнула эксперт.
Надежда Грошева уточнила, что инвестор должен будет «отбить» вложенные средства, поэтому билеты будут продаваться с наценкой.
Тем не менее, она подчеркнула, что строительства аэропорта даст толчок для развития экономики и местного бизнеса.
Вопрос со строительством нового аэропорта Иркутска обсуждается несколько десятилетий, но так до сих пор и не решился. Долгое время под строительство нового аэропорта рассматривалась площадка в районе Позднякова, её даже удалось согласовать с Минобороны (хотя раньше это не получалось из-за размещения там ракетных частей), но в октябре 2024-го стало известно это место не одобрило Правительство РФ. В Минтрансе Иркутской области поясняли, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости. Ее назвали еще летом — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
Ведомство уточняло, что есть только один возможный вариант для размещения нового аэропорта — это площадка «Ключевая» в Ангарском районе, которую также не могли согласовать из-за того, что в том районе свои испытания проводит Иркутский авиазавод.
В декабре 2024-го губернатор подчеркивал, что власти будут настаивать на выносе авиаузла за пределы города. По словам Игоря Кобзева, до 2030 года в федеральном бюджете зарезервированы 14-16 миллиардов рублей на строительство взлетно-посадочной полосы, но, «если всё удастся», то эту сумму можно будет увеличить до 30-40 миллиардов. «Я думаю, в этом пятилетии что-то должно все равно решиться, и аэропорт должен быть вынесен», — подчеркивал губернатор.