Завершился первый месяц обучения студентов второго потока Академии IT — образовательного проекта En+ Group и ИРНИТУ. Занятия для ребят, участвующих в проекте первый год, провели сотрудники En+ Digital, преподаватели вуза и приглашенные специалисты. Они рассказали о современных цифровых решениях, машинном обучении, онлайн-программировании и основах командной работы над проектами. Егор Щербаков, побывавший на парах и тренинге для второго потока и заглянувший на лекцию для первого, на собственном опыте убедился: знания, которыми эксперты делятся со студентами-технарями, пригодятся всем и каждому.
Проект «Академия IT» призван решить проблему дефицита кадров в сфере информационных технологий, предложив им дополнительные стимулы. Такая задача для En+ Group не нова. Основатель компании Олег Дерипаска определил образовательные проекты неотъемлемой частью корпоративной политики энергохолдинга. Предприниматель уверен — будущее страны невозможно без талантливой молодежи, квалифицированных сотрудников, подготовленных в соответствии с требованиями, которые предъявляет современный мир.
Сегодня в повышении эффективности производственных процессов информационные технологии играют важнейшую роль. Однако, чтобы разобраться в особенностях энергетического и металлургического бизнеса, нужно немало времени. Выпускникам Академии IT не потребуются месяцы на адаптацию. Уже на старте карьеры они уже будут иметь необходимые компетенции и навыки.
— Первое полугодие — отборочное, с упором на soft skills и ориентацию студентов, желающих учиться в Академии, — рассказывает директор Института информационных технологий и анализа данных ИРНИТУ Алексей Говорков. — Второй год полностью направлен на hard skills: студенты учатся по тем пяти специализациям, которые требуются по основном месту работы и которые нужны заказчику. Например, информационная безопасность, продукты «Софтлайн» и 1С. Учебный план третьего года мы ещё проектируем, но понимаем, что участники продолжат обучение по выбранным специализациям.
В прошлом году отбор, состоявший из нескольких ступеней, прошли 100 человек. Остались 22 наиболее перспективных. Через год Академия IT приняла еще сто студентов. Количество желающих на этот раз возросло почти вдвое. Взяли самых лучших. Учёба для них началась 19 марта.
Любопытство как достоинство
Чтобы лучше понять специфику обучения, отправляюсь на пару для студентов первого потока, которые учатся уже второй год. Занятия, посвящённые критической информационной инфраструктуре и практической реализации требований по обеспечению безопасности значимых объектов, ведёт преподаватель учебного центра «Информзащита» Рашид Нугаев. Программа курса из шести двухчасовых лекций, который он читает, построена на нормативных правовых актах, касающихся информационной безопасности. Это и федеральный закон «О безопасности критической инфраструктуры», и постановления Правительства России, и приказы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, и ГОСТЫ, и требования отдельных ведомств вроде Банка России, и многое другое.
— Любой документ, где есть множество взаимосвязанных вещей, изучайте трижды, — делится опытом Рашид Рустамович. — Первый раз читаете его как художественную книгу. Прочитали и забыли на два-три дня. Второй проход делаете с карандашом: помечаете непонятные места, может быть, что-то выписываете. То есть устраняете неопределённость в отношении документа. Потому забываете о нём ещё на пару-тройку дней, а лучше на неделю. И когда читаете документ в третий раз, всё становится понятно.
В законах, многочисленных постановлениях, распоряжениях и других официальных бумагах исчерпывающе описана вся система угроз безопасности, которую изучают студенты: их перечень, пути реализации, субъекты и источники. Если упрощать, то информационной безопасности угрожают люди, техника и даже природа в лице стихийных бедствий. Человеческий фактор играет решающую роль в большинстве случаев, будь то неосознанные разглашение данных, утеря или случайная порча носителей с ними или преднамеренные промышленный шпионаж или работа разведки.
Теоретически можно купировать сами риски возникновения подобных угроз. Однако все возможные сценарии предусмотреть невозможно, так что специалисту по информационной безопасности рано или поздно придётся на них реагировать. При этом он должен руководствоваться тремя критериями. Первый — знание: любое решение принимается только тогда, когда ситуацию можно проанализировать и сделать обоснованный прогноз её развития. Второе — сомнение, которому приходится подвергать всё и вся. Третий — поведение: всегда нужно учитывать человеческую психологию. Знание её законов и особенности последней жизненно необходимо профессионалу ничуть не меньше, чем умение разбираться в самых сложных бюрократических и технических вопросах. С одной стороны, специалисту по информационной безопасности, как и любому айтишнику, приходится излагать проблемы в своей области менеджменту, который чаще всего в них не разбирается. С другой, ему приходится взаимодействовать с рядовыми сотрудниками, а те не всегда способны разделить взгляды человека, по «прихоти» которого их работа строго регламентирована и полна запретов и ограничений.
— Надо искать любопытных людей, потому что любопытный человек — это гиперобучаемый человек, — заключает Нугаев. — Мне такие всегда нравились: ему один раз рассказал и показал — дальше он пошёл сам. Обращайте внимание на обучаемых людей, с ними легче работать.
Люди превыше всего
Практически та же мысль звучит в субботу утром на лекции, которая предназначена для студентов первого потока и посвящена гибкой методологии разработки, или agile, и SCRUM-разработке.
— Команда, которая может работать по скраму, — это высокомотивированные работники, — рассказывает ближе к её финалу ведущий аналитик IT-компании «КРОК» Павел Мутовин. — Обычно это 10–20% персонала. Ничего удивительного здесь нет: гибкая разработка требует от тех, кто её практикует, высокой степени самоорганизации, а то и самоуправления.
Термин scrum, или «схватка», пришёл из регби, где им обозначают состояние команд-соперников перед тем, как вброшен мяч. В сфере информационных технологий под ним понимают набор ценностей, правил, мероприятий и ролей, необходимый для того, чтобы организовать процесс разработки программы. Его основа — доверие и уважение к самой команде разработчиков и внутри неё. Команда, к слову, невелика — семь человек, плюс-минус двое. Работает она спринтами — короткими промежутками, которые обычно не превышают двух недель, но в зависимости от сложности задачи могут варьироваться от одной недели до четырёх. Задачи на каждый из них ставят с запасом, чтобы команда их гарантированно могла выполнить. По окончании каждого спринта обязательно представляют промежуточный результат. Задачи перед всей командой, но не отдельными её членами, ставит владелец продукта. Он также отвечает за взаимодействие разработчиков с заказчиком и те вопросы, которые с этим связаны. Соблюдение принятых практик и процессов — задача скрам-мастера, который призван создавать атмосферу доверия, выявлять существующие проблемы и устранять возникающие препятствия к нормальному взаимодействию внутри команды. Ключевая особенность его работы — никакого директивного управления.
Такой подход, сформулированный ещё во второй половине восьмидесятых, был использован в 2001 году при разработке Agile Manifesto, манифеста гибкой разработки программного обеспечения.
— Эджайл — это не какой-то набор правил, а образ мышления, отношение к жизни, работе и окружающим, — подчёркивает Мутовин.
В манифесте сформулированы четыре его базовых принципа или ценности: люди и взаимодействие важнее инструментов и процессов, сотрудничество с заказчиком важнее согласованного контракта, работающий продукт важнее исчерпывающей документации, готовность к изменениям важнее следования плану.
Командный герой
О тех же методах рассказывают на тренинге по командообразованию, который идёт параллельно с учебными парами.
— Две самые важные вещи в командной работе — вовлечённость и миссия, — подводит итоги вводной части старший преподаватель Института социальных наук ИГУ, эксперт по эмоциям и самоопределению Татьяна Гладкова. — Миссия — то, ради чего всё делается. Работать, чтобы наработаться, никто не любит: какая бы зарплата ни была, люди выгорают, руки опускаются, жизнь становится скучной.
После этого и повторения услышанного начинается игровая часть тренинга, для которой все собравшиеся делятся на команды. Как правило, команда состоит из семи человек. Задание первое: за 12 минут придумать, как защитить от любых потрясений ценность — куриное яйцо — с помощью бумажного стаканчика, маркера, скотча и двух листов формата А4. Внешнее воздействие имитируют очень просто: помощник ведущего, встав на табуретку, бросает получившуюся конструкцию на пол. Кто-то для надёжности решает завернуть стаканчик в две вязаные шапки, что, конечно, выходит за рамки задания, одним из условий которого является ограниченность ресурсов. В остальном решения примерно одинаковые: для амортизации сложить часть бумаги гармошкой, а часть просто смять, яйцо зафиксировать. Из-за фактора случайности — стаканчик падает неудачно — у пары команд такой подход не срабатывает, но в целом оказывается верным.
Второе задание предполагает, что команда должна выжить на необитаемом острове после кораблекрушения. С собой можно взять пять вещей из списка в 40 предметов, от большого ножа, верёвки и мотка проволоки до пачки денег, телефона и ноутбука. Сначала два или три члена команды должны договориться между собой, что это будут за предметы, затем вся группа должна составить единый перечень. После этого капитаны команд собираются и решают, какой набор будет обязательным для всех. В нашем случае в него вошли книга по выживанию, котелок, мачете, набор медикаментов и рыболовные снасти.
Следующий шаг — нарисовать план острова с теми объектами, которые можно на нём построить. Фантазия ограничена исключительно рамками разумного. Помимо этого, нужно распределить обязанности между членами команды и установить, каким будет управленческий строй (спойлер: все выбрали демократию и коллегиальный способ принятия решений). По ходу дела ведущий подбрасывает новые вводные. Случился шторм невиданной силы, затопивший ту часть острова, где располагалось жилище. Мимо пролетает самолёт, и за две минуты нужно придумать, как привлечь внимание пилота (притом что все команды сразу догадались разжечь костёр, огонь в котором нужно поддерживать постоянно, и на видном месте выложить камнями или ветками SOS).
Плюс к коммуникации
Комментируя итоги тренинга — обратную связь просят дать буквально в двух словах, — студенты единодушны: «Сплочение в команду», «координация с людьми», «понравилась процедура отстаивания своей цели», «понравились задания на развитие креативности», «очень круто прокачались навыки коммуникации», «развил в себе навык донесения мыслей до других людей». Иными словами, задача по развитию soft skills выполнена.
Перед тем, как в следующем году приступить к углублённому обучению по специальности, студентам второго потока ещё предстоит пройти интенсив по промышленной автоматизации и побывать с экскурсиями на Иркутской ГЭС и других энергетических объектах En+ Group. Подводить итоги реализации образовательного проекта ещё рано, но одна из миссий Академии — подготовить не просто квалифицированных специалистов, но и тех, кто останется в родном регионе и займется IT в энергетике, — приобретает всё более реальные очертания.