Образование «Спокойно могут унизить». Иркутский учитель честно рассказал о маленькой зарплате и хамстве учеников

«Спокойно могут унизить». Иркутский учитель честно рассказал о маленькой зарплате и хамстве учеников

Публикуем монолог педагога с 6-летним стажем

«Спокойно могут унизить». Иркутский учитель честно рассказал о низкой зарплате и хамстве учеников

В Сибири Иркутская область занимает второе место по средней зарплате педагогов общеобразовательных учреждений. Росстат за январь-сентябрь прошлого года насчитал Приангарью 55 685 рублей. Но эта сумма является, что называется, «средней по больнице». Реальная средняя зарплата на 15–20 тысяч меньше, и чтобы ее получить, педагогам приходится брать на себя дополнительную нагрузку, зачастую забывая о себе и своей личной жизни. Иркутский учитель Максим Дудин рассказал журналисту «ИрСити» о том, как выплачивают зарплату педагогам, из чего она состоит и как порой приходится выдерживать хамство со стороны родителей и детей. Далее — от первого лица.

В прошлом году мы рассказывали историю учителя, который получал 70 тысяч рублей, работая на 2,5 ставки, и в итоге уволился. По информации Минобра Иркутской области, за последние пять лет зарплата педагогов общего образования в среднем выросла на 35%. При этом уровень совместительства составил 1,7. Самыми востребованными специальностями являются учитель начальных классов, учитель русского и иностранных языков и учитель математики.

«Денег едва хватало на проезд»

— Я работаю заместителем директора по воспитательной работе, учителем истории и обществознания у восьмых и 11-х классов. Общий стаж работы — 8 лет, из них педагогический стаж — 6 лет.

Задумывался о профессии с раннего детства. Вообще всегда хотел стать железнодорожником, но жизнь сложилась по-другому, и в 2018 году окончил педагогический институт Иркутского государственного университета. Получил профессиональную переподготовку, учился в магистратуре по направлению «Менеджмент в образовании», ежегодно прохожу курсы повышения квалификации.

По специальности устроиться было несложно, но вакансий в школах недалеко от дома не было, поэтому трудоустроился в Центр образования №47 в микрорайоне Солнечный, хотя сам живу в Студгородке.

Хочется сказать о тех проблемах, с которыми столкнулся как молодой специалист. Прежде всего, это маленькая нагрузка, которую мне дали. «Голая» ставка — 18 часов. Хотя везде пишут, что педагогов не хватало, что нагрузку дадут хорошую. Остальные часы разобрали более опытные педагоги.

«С учетом надбавок как молодому специалисту, других выплат, классного руководства зарплата составляла около 20 000 рублей»

Очень много денег уходило на дорогу, часто троллейбусы №1 по маршруту «Жуковского-Солнечный» не ходили, рано утром в мороз приходилось вызывать такси. Это очень дорого, с такой зарплатой это непозволительная роскошь. Часто бывало так, что денег едва хватало на проезд.

Еще одна проблема, с которой сталкивается молодой специалист, — это отсутствие практических знаний в работе с детьми и родителями, в институте учат теории, но на практике все совершенно по-другому. Конечно, все это приходит с опытом, но это сложно.

Молодежь не сильно задерживается в профессии. В основном это связано с высокой нагрузкой, низкой зарплатой и отсутствием карьерного роста. Да и в целом мало молодежи идут в профессию.

Далее я работал в Иркутском кадетском корпусе, там совсем другая специфика, но принципы и методические моменты везде одинаковы.

С 2021 года работаю в школе №63, которую окончил сам. С сентября 2023-го назначен заместителем директора по воспитательной работе.

Из чего состоит зарплата учителя?

С 1 января 2024 года оклады педагогов проиндексировали на 6,6%. То есть примерно на 500–600 рублей. Сейчас в Иркутске оклад учителя составляет 9 610 рублей, эта сумма все равно меньше, чем в том же Иркутском районе. К слову, оклад уборщика служебных помещений в школе составляет 8 530 рублей. Кроме того, у меня, например, за проверку тетрадей стоит 961 рубль. Ладно, у меня предметы не русский язык и математика. Но тем не менее.

Зарплата учителя состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Оклад, сами видите, какой. Компенсационные выплаты — они напрямую зависят от размера оклада. Платят районный коэффициент, за работу в южных районах Иркутской области, платят за проверку тетрадей, надбавку за категорию, отдельно за классное руководство с учетом федеральных 5 000 рублей.

Стимулирующие выплаты назначает сама школа по показателям эффективности деятельности работников. Сюда относятся, например, результаты ЕГЭ, ОГЭ, качество знаний по итогам ВПР, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсов профессионального мастерства, выступление на педсоветах, методическая работа, качество дежурства по школе, участие детей в «Движении первых», «Орлятах России», количество детей, использующих Пушкинскую карту, посещение музеев, театров, соблюдение детьми требований внешнего вида, пропускного режима, качественное ведение школьной документации, заполнение электронного журнала, сохранность имущества и так далее.

Есть специальная комиссия, которая считает количество баллов учителя за каждый месяц в соответствии с положением об оплате труда работников школы. Один балл стоит каждый месяц по-разному — 200, 400, 800, 1000 рублей.

Учитель, ежедневно выполняя свой труд, в конце месяца должен еще доказать, что он действительно выполнял эту работу, что он действительно проводил то или иное мероприятие, что он действительно работал. Это унизительно.

В каждой школе все индивидуально, нет единых подходов к начислению заработной платы. Это и плохо. Так как нагрузка 1,5–2 ставки (это 27–36 часов), то и средняя зарплата увеличивается. Это 35–40 тысяч, бывает чуть больше, все зависит от нагрузки, категории и тому подобное. Люди вынуждены работать на 1,5–2 ставки, так как при работе в 1 ставку (18 часов) заработная плата будет низкой.

«Сегодня высокий показатель средней заработной платы так и выводят, когда учителя берут большую нагрузку»

На мой взгляд, должна быть единая система оплаты педагогического труда от Калининграда до Владивостока. И стимулирующие выплаты не должны быть большей частью заработной платы, как это сейчас происходит.

Год педагога и наставника прошел, а новую единую для всей страны систему оплаты труда педагогов так и не сделали.

«Дети спокойно оскорбляют педагогов»

Учитель давно забывает о том, что он тоже человек, у него есть своя семья. Родители вполне могут позвонить и в 9, и в 10 вечера, написать сообщение и требовать ответа.

Отношения с родителями — это вообще отдельная тема. Родители сегодня настолько ведут себя по-хамски, во всем обвиняют школу и учителя. Но мы должны понимать, что ребенок приходит к нам уже с определенным багажом в 7 лет и уходит в 17, ведь большую часть времени ребенок проводит с семьей.

«Дети вполне спокойно могут оскорбить учителя, унизить его честь и достоинство. И, главное, он знает, что родители его в этом поддержат»

Очень хорошо, что приняли поправки к закону об образовании в части защиты учителя.

В конце 2023 года Владимир Путин подписал закон, официально запрещающий школьникам использовать мобильные телефоны на уроках. Приносить смартфоны в школу по-прежнему можно, но теперь дети могут доставать их только в экстренных ситуациях — когда возникает угроза жизни учащимся и учителям. Помимо этого ограничения принятый закон содержит еще ряд изменений. Например, педагогам дополнительно гарантировали право на уважение их человеческого достоинства и защиту от оскорбления и насилия, а ученикам младших и средних классов ввели обязательный урок труда. В полной мере документ начнет действовать с 1 сентября 2024 года.

Конечно, сегодня в таком поведении учеников к учителю виновата совсем не школа и руководитель. Директор школы — это человек, который «задвинут» в рамки законодательства, которому указывают все: министерство, департамент образования, другие государственные и муниципальные органы власти. А если происходит какое-то событие или происшествие, то в итоге крайним всегда останется директор школы.

Дискуссия об уважении к учителям и порой жестком или грубом отношении педагогов к ученикам началась после резонансной истории, произошедшей в январе в братской школы №24. В соцсети просочилось видео, на котором учитель кричит на ученика: «Это ты мразь конченная, я тебя убью!» Что стало причиной конфликта, сейчас разбираются, проводится служебное расследование.

— Как боретесь с хамством?

— Воспитываем, на то мы и учителя. Есть служба медиации в каждой школе, приглашаем родителей, беседуем, есть социальные педагоги, инспектора ПДН. Но иногда дети позволяют себе очень многое, поэтому здесь нужно уже создавать прецеденты, когда закон на стороне учителя, и дети, и родители будут наказаны за хамство.

И в моей практике бывало разное. Бывали и оскорбления, неосознанные, со стороны учеников, но дети всегда извинялись, всегда конфликты решались.

— Поделитесь советом, как найти общий язык с детьми?

— Не бояться ошибок, говорить с детьми, уважать их мнение, научиться понимать то, что они чувствуют. Помнить о том, что мы уже были детьми, а дети взрослыми еще нет.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления