В кино 2014 год выдался намного более лёгким, чем в политике: никаких кошмарных потрясений и переделов, если не считать взлома Sony Pictures и выхода Хоббита в формате 48 кадров в секунду. В последние дни этого уходящего в пасть лангольерам года - давайте оглянемся назади и посмотрим, в каких ощущениях, приятных и не очень, он был дан киноману.
Этот, как его… реализьм
В 2014 году свет увидел «Далласский клуб покупателей» - фактически лучшая драма года и одна из лучших ролей Мэтью МакКоннахи вообще и в этом году в частности. Очнувшийся наконец о ролей вечно молодых красавчиков, актёр вообще в этом году дал такого джазу, что слёзы наворачиваются на глаза. Для тех, кто не следил за его карьерой, скажем, с «Золота дураков», произошедшее вообще было шоком. Ну, а для тех, кто видел, скажем, «Джо» - просто донельзя приятным и закономерным развитием событий. Очень болезненное и очень хорошее кино, «Даласский клуб покупателей» напоминает нам, вечным ноющим про прежнее золотое прошлое – что 30 лет назад мир был таким же страшным местом, как теперь, и так же, как и теперь, смысл в нём имело только желание жить да прочность связей между людьми.
Пожалуй, единственное, что обладает аналогичной силой – это алчность. И на эту тему кинематограф тоже постарался от души, выпустив «Волка с Уолл-стрит» и «Аферу по-американски». Чистая прелесть этих фильмов заключается, во-первых, в великолепном перевоплощении актёров, а во-вторых, что совершенно непонятно, что по ходу просмотра делать: то ли ржать, то ли плакать, то ли давить в себе фейспалмом могучее желание учиться продавать ручки.
Ещё одна вечная тема – любовь. Тут нам необыкновенно свезло на режиссёров: Джармуш, Финчер и фон Триер. При этом «Выживут только любовники» - тонкий, умный фильм – не только о любви, но и о живой душе посреди вечного декаданса. Ну да, он про вампиров, которые зовут живых людей зомби и даже есть их брезгуют. А всё-таки это не фантастика – если только в смысле оценки. «Исчезнувшая» тоже не вполне то, чем кажется – фильм, который по всем признакам должен был быть триллером, на поверку оказался практически чёрной комедией о гендерных штампах, взаимных ожиданиях и роли СМИ в формировании этих штампов, ожиданий и вообще картины мира. А уж «Нимфоманка» Ларса фон Триера – это и вовсе нормальная такая лирическая мозголомка, нежная, как десертный сыр. Пять часов десертного сыра. В режиссёрской версии семь.
И, безусловно, 2014 – это год, когда нам подарили идеальное военное кино. «Ярость» Дэвида Эйра – вещь, в которой просто не к чему придраться. Лишённый пафоса, устранившийся от политических дрязг, прекрасно снятый, отлично сыгранный – этот фильм наконец-то напоминает зрителю, что такое вообще-то война в чистом виде и что она делает с человеком. Это не говоря о том, что перед нами фактически первое за долгие кино с проигранной битвой.
Несокрушимое и легендарное
2014 год ознаменовался наконец-то выходом в широкий прокат фильма Алексея Германа «Трудно быть Богом». Как факт, это безусловно хорошо – то, что 10 лет монтировалось, должно обязательно выйти к зрителю, чтобы он, наконец, понял, зачем все это. А вот как кино… тут мнения разошлись – но они всегда расходятся, таково уж их свойство. В одном только все были единодушны – картина не подходит для массового зрителя, и это действительно так. Есть ощущение, что эта картина вообще не для зрителя, а для Бога – который, правда, не увидит в ней совершенно ничего нового. Что Он, в самом деле, не видал утопленных в нужнике грамотеев?
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского и «Левиафан» появились значительно позже и поневоле впитали в себя некий политический подтекст. Особенно досталось Звягинцеву, который снял фильм об ужасах российской жизни на базе почему-то американской истории. Что касается самих фильмов – то это по сути традиционная российская забава «мывсеумрем» в формате двухчасовых мастерских и выразительных картинок. В конечном итоге это ни грамма не лучше, чем какой-нибудь «Корпоратив». Вообще российское кино по-прежнему пребывает в некотором безумии. Даже то, что хорошо снято, не может быть хорошо продано: у двух действительно приличных фильмов «Все и сразу» и «Выпускной» была такая реклама, от которой гопник подавился бы семками, а хипстер яблоком. Зато вышедший в этом же году
«Горько-2» опять полярно поделил всех: для одних оказался слишком интеллектуальным, для других слишком быдловатым. Смешно уже само по себе. Был, конечно, ещё «Солнечный удар» - но кино Михалкова это с некоторых пор отдельный жанр, о котором или ничего, или стрельба, дым и дикие крики.
С другой стороны, нельзя не вспомнить о фильме «Вий», который, будучи не обруган только ленивыми, оказался каким-то совершенно кошмарным пророчеством и заодно одним из самых кассовых российских фильмов года. А ведь казалось бы – больной бред.
Имею скафандр, готов путешествовать
Кинокомикс и зрелищная фантастика в наше время невероятных технических возможностей переживает новый расцвет. Три вещи, на которые киноман в этом году мог смотреть вечно: как Коба из «Планеты обезьян: Революция» шпарит из двух пулемётов сразу, как Ртуть в «Люди Икс: Дни минувшего будущего» под лирическую музыку перенаправляет траектории пуль и как Енот, Дерево, Синий Чувак, Зелёная Салдана и Звёздный лорд становятся «Стражами Галактики». Фактически – это три лучших блокбастера, которые в этом году подарил нам Голливуд. А с «Трансформеры: Эпоха истребления», пожалуй, будет достаточно звания чемпиона проката по итогам 2014 года.
И, разумеется, это был год «Интерстеллара», фильма, который совершенно невозможно смотреть – и не смотреть тоже невозможно, хотя бы потому, что воплями о нём так или иначе забиты все социальные сети. Вопли были разноречивы, как и само новое кино Кристофера Нолана, слишком много взявшего у Кубрика, чтобы избежать сравнений – причём абсолютно не в свою пользу. Битком забитый отсылками к книжной фантастике, «Интерстеллар» оказался живым примером того, что нельзя впрячь в одну телегу коня сайнс-фикшен и трепетную лань семейной драмы. В то же время он показал, насколько сильно зритель изголодался по безмолвному космосу и дальним планетам без всяких поскакушек. Так изголодался, что готов игнорировать очень чувствующееся за скафандром волосатое колено, давящее со всей дури на слезные железы.
На этом фоне совершенно потерялась камерная фантастика вроде «Страховщика», который тоже страдал сценарными дефектами, хотя и в менее выраженной степени, и «Люси», представлявшая собою один сплошной сценарный ад. Зато там все вдосталь насмотрелись на бедра и грудь Скарлетт Йоханссон – если кому вдруг не хватило в душевнейшем «Побудь в моей шкуре» или громыхающем «Первый мститель: Другая война».
Помимо этого, 2014 год породил несколько таких необязательных фильмов, что их трудно забыть. Это совершенно стерильный «Робокоп», который хорош только тем, что заставит вас пересмотреть великолепный исходник 1987 года. Это «Город грехов-2» и «300 спартанцев: Расцвет империи», которые способны вызвать у ценителя приступ жесточайшей ностальгии и жесточайшей же депрессии.
Убил и съел
К сожалению, к необязательным относится и боевик «Саботаж» - все то, что так хорошо умеет Дэвид Эйр, только в виде бульонного кубика, который есть в чистом виде совершенно невозможно. Зрелище почти невыносимое для ценителя жанра – как и третьи «Неудержимые». Любовь стерпит все – но детский рейтинг? Да вы издеваетесь! Особенно если учесть, что целевая аудитория серии приближается к сорока годам.
Увы, но боевик как жанр находится по-прежнему в глубоком кризисе – всего один хороший фильм из всего трёх заметных, вышедших на экраны в 2014 году. Но зато это фильм Фукуа. Это «Великий уравнитель», в котором Дензел Вашингтон так замечательно изображает маскулинного плюшевого мишку с декстеровской страстью к убийству, что, вспоминая об этом, фанат не чувствует себя обделенным
В гостях у сказки
Дети – это не только цветы жизни, но и самые выгодные зрители: нет такого родителя, которого не заставили купить билет горящие детские глазки. Если большую часть фильма родитель умирает от тоски – это не проблема ребёнка и тем более не проблема кинодела. Однако есть на свете милосердные души. Часть из них традиционно работает на компанию Диснея – так что ничего удивительного, что один из лучших мультфильмов года это «Город героев» с милейшим роботом Бейтманом. Творение этой же компании – «Малефисента» - переложение истории про Спящую красавицу, не без изъянов, но достаточно интересное вот хотя бы с точки зрения феминизма. Это взрослому – ребёнку там не до всякой непонятной ерунды, когда на экране деревья расступаются.
Вторая половина добрых людей в этом году обретается в «DreamWorks», породивших вторую часть «Как приручить дракона» и «Пингвинов Мадагаскара». И пусть с последними все не так радужно – первый покоряет количеством драконьей милоты, замечательными видами, чудесной музыкой и не самым скучным, хотя и ужасно предсказуемым сюжетом. Но не всем же быть покойным «Pixar», в самом деле. Ну, и нельзя обойти молчанием прекрасный «Астерикс: Земля богов», который поистине представляет собою пир для детских глаз и взрослого духа.
А вот с чем у нас было печально, так это с подростковым кино. «Дивергент», «Бегущий в лабиринте», «Посвящённый» и первая третья часть «Голодных игр» вызывали скорее разочарование, чем интерес. На этом фоне, пожалуй, имеет смысл объявить лучшим фильмом года для юношества «Виноваты звёзды». Да, там никого не бодает носорог-переродок и никто не борется с тоталитарным режимом – но и слава богу. Универсальной же сказкой года для взрослых и детей назначается «Хоббит: Битва Пяти воинств».
И в довершение праздника
Как учит нас Максим Максимыч Штирлиц, лучше всего запоминается последнее сказанное. Так что пусть этот обзор завершится двумя самыми духоподъемными фильмами года. «Невероятная жизнь Уолтера Митти» способна хотя бы на два часа спасти от любой депрессии Бен Стиллер, человек, который умеет делать очень разные комедии, на этот раз создал нечто удивительное, что имеет смысл смотреть в новогодние каникулы, когда так хочется верить в то, что жизнь, хоть и сложная, все ещё полна приятных сюрпризов. Надо только приложить усилия.
А канадская «Большая афера» влегкую способна научить кого угодно не унывать и любить родину. Потому что по сути дела все герои этого фильма живут… ну скажем в каком-нибудь селе Мингатуй. Только их городок стоит на берегу моря. Маленький городок, в котором нет никакой работы – но есть совершенно невероятные люди. Это смешное, доброе и оптимистичное кино, пропитанное любовью к людям и земле – она так видна в сценарии, в шутках, в каждом изумительной красоты кадре. Запросто может быть, что когда российские режиссёры научатся вот так любить – и российское кино станет совсем другим.
Распечатать, сжечь, бросить в шампанское, загадать желание.