Развлечения эксклюзив Бородина, Бузова, Харламов и Ко: почему российские звезды шоубиза массово рванули на Алтай и причем тут Герман Греф

Бородина, Бузова, Харламов и Ко: почему российские звезды шоубиза массово рванули на Алтай и причем тут Герман Греф

Регион стал одним из поставщиков звездных новостей этим летом — может ли это быть пиар-кампанией

Популярность курорта растет, а вместе с ней развивается и его медийность

Звезды негласно провозгласили 2024-й Годом Алтая. Они едут в Сибирские Альпы, в основном как на курорт, призывают отдыхать там и других, а телеканалы снимают в республике зрелищные шоу. Все это происходит на фоне активного развития курорта «Манжерок», в который миллиарды рублей вложил «Сбер». Не исключено, что часть денег ушла на нативную рекламу через блогеров и скандальные шоу. NGS.RU изучил, кто занимается продвижением курорта, пообщался с экспертами и пришел к выводу, что банк проводит большую пиар-кампанию.

Бизнес-курорт

Сбербанк занимается управлением всесезонного курорта «Манжерок» с 2012 года, в 2018 году приступил к его активному развитию. Изначально проект считали проблемным, но со временем его популярность росла. В последнем зимнем сезоне его посетили более 210 тысяч туристов — на 56% больше, чем годом ранее.

В начале 2000-х горнолыжный комплекс здесь пыталась развивать новосибирская компания «Алемар» и для этого создала АО «Горнолыжный курорт Манжерок». Но дело не пошло, и в 2020 году компанию ликвидировали с убытком в более чем 260 миллионов рублей.

Тогда же Сбербанк начал полностью контролировать курорт через ООО «Барус» и кипрскую «Сбербанк инвестментс лимитед». По разным данным, в проект тогда планировали инвестировать от 4 до 6 миллиардов рублей. Правопреемником АО «ГЛК Манжерок» стала ООО «Всесезонный курорт Манжерок» («ВК Манжерок»). Гендиректором назначили Владимира Щербинина — он перешел в новую компанию из «ГЛК Манжерок».

Организация пока не принесла прибыли: по итогам 2023 года «ВК Манжерок» зафиксировала чистый убыток в 3,5 миллиарда рублей при выручке в 1,5 миллиарда. С 2020 по 2022 год руководство курорта вложилось в организацию пространства для отдыха: компания заключила более 850 контрактов на хозяйственные нужды на 3,5 миллиарда рублей.

В 2023 году гендиректора курорта «Манжерок» Владимира Щербинина наградили Медалью МЧС России «За содружество во имя спасения»

Головной офис руководства курорта находится на Ленинской, 18 в самом селе Манжерок. Рядом зарегистрированы еще несколько организаций под управлением ООО «ВК Манжерок». Компаниями «Алтай-Мастер», «Горные Сооружения», «Инвестиционный Земельный Фонд», «Горная Концессия» управляет финансовый директор курорта «Манжерок» Светлана Шестакова.

В прошлом году «Сбер» открыл огромный пятизвездочный отель на курорте. NGS.RU подробно описывал его плюсы и минусы.

Как подогревают интерес к курорту?

Один из самых запоминающихся скандалов на Алтае произошел в начале лета. 8 июня в Сети опубликовали видео конфликта, снятого, предположительно, около аэропорта. В кадре человек, представившийся бизнесменом Германом Грефом, отчитывает водителей такси. Когда именно сделано видео, достоверно неизвестно.

Видео опубликовали в паблике «Бийск 22» во «ВКонтакте». В постах уточнили, что инцидент произошел в районе аэропорта Горно-Алтайска. На кадрах, которые появились в соцсетях, видно группу людей, которая стоит у автомобилей и беседует с человеком в синей футболке и джинсах — Германом Грефом. Он спрашивает, почему люди там собрались, а также заявляет: таксистам надо сделать отдельное место. Другие участники видео соглашаются с собеседником. Во время разговора Греф называет собравшихся «какой-то бандой» и, показывая на одного из стоящих в шортах людей, заявляет, что никогда не сядет в его машину.

Претензии к алтайским таксистам у Германа Грефа появились не просто так: в апреле этого года стало известно, что Сбербанк выкупил у АФК «Системы» 60% аэропорта Горно-Алтайска. «Сбер» стал 100%-м владельцем воздушной гавани.

Посещают Алтай и знаменитости. Например, в июле на курорте отдыхали Павел Воля и Ляйсан Утяшева с детьми. Путешествие по сибирским горам и полям семья активно освещала в соцсетях. Ранее туда приезжала другая теледива — Кристина Асмус, бывшая супруга комика из Comedy Гарика Харламова. В прошлом году регион тоже пользовался популярностью у звезд. В Республику Алтай заглядывали Ольга Бузова, Наташа Королева, Елизавета Боярская и Максим Матвеев.

В этом году главной звездой Алтая стала Ксения Бородина. Экс-ведущая «Дома-2» в начале июня поселилась в сибирской деревне и начала готовиться к съемкам в шоу «Последний герой» на телеканале «ТВ-3». Бородина освещала в соцсетях едва ли не каждый свой шаг. Например, показала, как доила корову, жаловалась на переменчивую погоду в горах и разбитые дороги региона. Привезла в республику и своих дочерей, вместе с ними устроила пикник в горах и пролетела на вертолете над горой Белухой, даже встретила медведицу с медвежатами. Чуть позже разглядывала фотографии и даже испугалась, потому что увидела на горе лицо духа.

Шоу «Последний герой» не прошло без скандалов. Прокуратура Горного Алтая организовала проверку из-за убитой в четвертом выпуске выдры.

— Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой скоординирована проверка Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай по размещенной в СМИ информации о незаконной охоте участниками телепередачи на канале «ТВ-3» «Последний герой» на пушное животное, — рассказали в пресс-службе прокуратуры.

При этом нельзя отрицать, что весь последний сезон шоу — часть пиар-кампании курорта «Сбера». На сайте «Последнего героя» можно заметить пометку о рекламе ООО «Курорт Манжерок». Офис этой компании также находится на Ленинской, 18. Компания основана год назад, но уже успела сменить четвертого руководителя. В августе генеральным директором стала Валентина Скляр — еще недавно она была гендиректором «Страхового брокера Сбербанка».

Пиар или не пиар?

Основатель агентства стратегических коммуникаций «42» Александр Агафонов в разговоре с нашими корреспондентами выразил уверенность, что приток звезд на Алтай и остальные сопутствующие факторы — не совпадение.

— Внезапный «звездопад» на Горном Алтае — от Воли до Бузовой — уже сам по себе кричит о том, что в PR республики начали вкладывать деньги. То, как это продвигается — в СМИ, таргетом в соцсетях, — только подтверждает теорию. Для меня однозначно, что все шоу «Последний герой» — это большая попытка команды пиарщиков поиграть и в провокационный PR. Стандартный прием, хоть и довольно неумелый — жрать выдру на камеру, конечно, не стоило, жалко зверушку, — объясняет собеседник. — Не уверен, был ли частью их стратегии безобразный скандал Грефа с таксистами в аэропорту. Но, кстати, он вполне органично смотрится в рамках привлечения в республику очень платежеспособных туристов. В среде российских нуворишей такое «барство» давно воспринимается как что-то однозначно поощряемое.

Весь сезон шоу или какая-то его часть сняты на деньги компании, связанной со «Сбером»: обратите внимание на рекламодателя внизу скриншота

По словам Александра Агафонова, у Алтая сложился имидж региона, где можно недорого провести отпуск, если не получилось улететь за границу. Игроки рынка, которые запускают в республике немногочисленные проекты премиум-сегмента, заинтересованы в придании «лоска» идее отдыха в регионе, считает он. При этом в долгосрочной перспективе такой план по продвижению курорта, если он существует, может не сработать.

— Какой-то сиюминутный интерес к Горному Алтаю все эти попытки, разумеется, принесут. Но проблема в том, что для закрепления эффекта нужна игра вдолгую — минимум на год. В ситуации пандемии или полной блокады зарубежных авиаперелетов, которые мы уже пережили, это бы сработало. Но у команды по продвижению Горного Алтая этого времени нет: состоятельные туристы из России давно уже нащупали новые коридоры, по которым снова можно попасть в любую точку шарика, — рассуждает эксперт.

Александр Агафонов считает, что интерес к проекту со временем может угаснуть, поэтому даже активное продвижение при помощи знаменитостей не всегда работает должным образом. Он сравнил продвижение республики с насыпными островами в Дубае, где недвижимость скупали селебрити: появился устойчивый поток инвесторов, но Эмираты не стали постоянным местом жительства звезд, и их дома остаются пустыми.

При этом соучредитель маркетингового агентства WHAT ELSE lab и эксперт по стратегическому PR Анастасия Макарова не увидела признаков пиар-кампании в неожиданной популярности Алтая у звезд и телевизионщиков.

— Серию публикаций про отдых знаменитостей на Алтае сложно назвать полноценной PR-кампанией. Если погрузиться в эту тему и предположить, что это PR-кампания, то она крайне нативная, ведь в публикациях ни разу не упоминается Манжерок или тем более компания «Сбер», — говорит эксперт. — В данном случае можно увидеть PR-кампанию целого туристического региона. Ведутся работы по привлечению не только туристов, но и инвестиций. Это заслуга региона, который, в свою очередь, использует все доступные ему ресурсы.

Пиар-кампания — это комплексный подход с использованием различных инструментов, которые направлены на донесения одной ключевой идеи. Основной признак кампании — когда на всех каналах, доступных пользователю, можно считать одни и те же формулировки или одно и то же действие, объясняет специалист.

— Нам могут навязывать модель потребления либо репутационную направленность из разряда «это хорошо, а это плохо». Когда мы можем отследить конкретную идею и каналы, через которые она доносится, это можно считать пиар-кампанией. В данной ситуации вектор публикаций смещен на весь регион в целом. Что касается Манжерока, помимо небольшого количества публикаций в СМИ и соцсетях, мы ничего не наблюдаем, — объясняет Анастасия Макарова.

Эксперт сомневается, можно ли считать скандальное шоу пиар-кампанией «Сбера»

Количество публикаций о плюсах отдыха на Алтае значительно увеличивалось с 2020 года в первую очередь из-за локдауна и закрытых границ. При этом публикации о курорте имеют сезонный характер, заметили в агентстве.

— Серии статей накатывают лавиной, начиная с мая и до конца туристического сезона. Ими могут быть анонсы на события региона, обзорные статьи по типу «куда съездить летом» или же публикации в виде светской хроники, как в нашем случае. Говорить об увеличении медийности в сравнении с прошлыми годами мы не можем, так как показатели примерно одинаковые, — продолжает Анастасия Макарова.

По ее мнению, последний сезон шоу «Последний герой» нельзя однозначно считать частью кампании по продвижению курорта, так как на выбор локации могут влиять и другие факторы.

— Выбор Алтая для съемок шоу также может быть выгоден для продакшена. Есть определенные преимущества: красивые виды и выгода с экономической точки зрения, — считает она. — Выбор локации обусловлен развитием внутреннего туризма. Речь идет не только об Алтае, но и о Сочи, Казани, Байкале, Дагестане, Камчатке и Карелии. Это можно связать с общим веянием в массовой культуре российского общества. Прослеживается тенденция возвращения к «истокам», к некому «обрусению» медийного пространства. Это заметно в музыкальной сфере: все чаще можно услышать народные мотивы в песнях российской эстрады.

Эксперт уточняет, что спонсорство подобных шоу — стандартная практика. А приток знаменитостей и скандалы, связанные с курортом, могут быть не кампанией по продвижению, а случайным совпадением.

Мы направили запрос в «Сбер», на момент публикации ответ не поступил.

Тем временем звезды продолжают посещать курорт и в конце лета главный прапорщик страны Алексей Маклаков прилетел на Алтай.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Детей нужно хотеть, а не строгать». Гневная колонка матери о том, почему политики не должны решать, сколько рожать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Без трагедии не зашевелятся? Голоустненский тракт изъеден рытвинами, которые никто даже не пытается залатать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Засуньте свое любопытство в одно место». Популярный блогер Понка Сонка взорвалась от бестактных вопросов
Анонимное мнение
Мнение
«Знала бы, где аэропорт, развелась бы и уехала». Краснодарка переехала в Иркутск за мужем и делится впечатлениями от города
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления