![Результаты впечатляют: «Слата» подвела итоги за прошлый год Операционная прибыль сетей по итогам двух лет выросла на 165% | Источник: ООО «Маяк»](https://n1s1.hsmedia.ru/36/2d/48/362d485eb69ee846019f1d5225be68b4/656x492_1_09b910f250f729fccebff5f0997a4af2@1280x960_0x1vnwBE8A_4606634907244774683.jpg.webp)
Операционная прибыль сетей по итогам двух лет выросла на 165%
Торговые сети «Слата» и «ХлебСоль» подвели итоги за 2024 год, показав высокие результаты. Как компания работает с удержанием покупателя и лояльностью? Почему считает позитивные эмоции покупателей не менее важным фактором, чем рост трафика и товарооборота? И что будет с брендом ретейлера после полной интеграции с X5 Group? Об этом подробно рассказал управляющий директор сетей «Слата» и «ХлебСоль» Дмитрий Ишевский.
Текущий год подтолкнул торговые сети к пересмотру приоритетов: если раньше борьба шла за долю рынка, то сейчас в фокусе внимания — операционная эффективность. В этом году региональный фуд-ретейл в стране будет менять стратегию, считает Дмитрий Ишевский, любое развитие в ретейле идет за счет средств, которые заработаны и поэтому на первое место выходит работа с операционной эффективностью, а не открытие новых магазинов. Именно этим торговые сети «Слата» и «ХлебСоль» занимались последние два года, что позволило показать по-настоящему высокие результаты. По словам Дмитрия Ишевского, операционная прибыль сетей по итогам двух лет выросла на 165%.
По его словам, добиваться таких результатов за счет одного только показателя невозможно: это итог комплексной работы по целому ряду направлений. В первую очередь компания растет за счет товарооборота и трафика.
![Дмитрий Ишевский, управляющий директор сетей «Слата» и «ХлебСоль» | Источник: ООО «Маяк»](https://n1s1.hsmedia.ru/30/0c/0f/300c0f074f064869c01c7fd52f51aac5/656x438_1_32af2fc93501cebf6006843030222689@4312x2875_0xHNkc3qMZ_5353352349499875310.jpg.webp)
Дмитрий Ишевский, управляющий директор сетей «Слата» и «ХлебСоль»
— В фокусе внимания — изменение форматов и стратегии их развития. Особенно это касается дискаунтеров. С увеличением их количества обостряется конкуренция за покупателя — и не с супермаркетами, не с магазинами у дома, а с точно такими же дискаунтерами других сетей. Дискаунтеры продолжат активно развиваться и будут отвоевывать всё большую долю рынка. Свой весомый «кусок пирога» в ретейле заберут и онлайн-продажи. Мы расширили предложение и дали покупателям возможность получать весь пакет необходимого ассортимента в супермаркете, — поясняет Дмитрий. — Увеличили объем выручки на квадратный метр. Сократили потери — в прошлом году они достигли минимума за всю историю «Слаты».
Серьезно работает ретейлер и в направлении лояльности покупателей. Помимо ценовых промо и работы с ассортиментом дополнительным фактором притяжения стали эмоциональные промоакции: фестивали, праздники, акции с обменом фишек на игрушки для детей, геймификация.
— Покупатель нуждается в дополнительной эмоциональной подпитке, и наши магазины закрывают эту потребность, — убежден управляющий директор сетей «Слата» и «ХлебСоль». — Помимо хороших продуктов и хороших цен мы даем позитивный настрой.
По словам Дмитрия Ишевского, индекс лояльности покупателей (NPS) «Слаты» традиционно остается высоким — по итогам 2024 года он составил 37%, при том что средний по рынку — 33%.* А сеть дискаунтеров «ХлебСоль» в прошлом году буквально «выстрелила», достигнув рекордных 46% по индексу NPS. Росло и число посетителей магазинов. Если изначально «Слата» и «ХлебСоль» на 2024-й ставили цель удержать покупателя, то в результате обе сети задачу не только выполнили, но и перевыполнили: трафик «Слаты» подрос на 4%, «ХлебСоли» — на 0,5%.
![«Слата» показала минимальное увеличение расходов на транспортировку товара за счет собственной службы логистики, своего автопарка и складских комплексов | Источник: ООО «Маяк»](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/ff/13/d3ff1322a4abbbcd2b9a76948c6a9ee6/656x492_1_96fee96b0e6189fbcb8d1f72f547e4f6@1280x960_0xvfdEgYS6_7564280503629802125.jpg.webp)
«Слата» показала минимальное увеличение расходов на транспортировку товара за счет собственной службы логистики, своего автопарка и складских комплексов
— Но главное, — отмечает Дмитрий, — у нас выросла лояльность работников к компании — до 34%. Помимо двух индексаций зарплаты у линейных сотрудников мы организовали дополнительную мотивацию для персонала.
Также было отмечено, что «полочная» инфляция в обеих сетях отличается от цифр Росстата. Прежде всего потому, что ретейлер не закладывает всю инфляцию в цены, стремясь оптимизировать себестоимость. Несмотря на активно дорожающие услуги логистики, заметно подстегивающие рост цен на потребительские товары, «Слата» показала минимальное увеличение расходов на транспортировку товара за счет собственной службы логистики, своего автопарка и складских комплексов. Чтобы меньше зависеть от транспортных услуг, компания еще в первом квартале 2024-го приобрела необходимый автотранспорт.
— Перевозки собственным транспортом сегодня обходятся нам вдвое дешевле рыночной стоимости. Если в целом логистические затраты в ретейле в прошлом году выросли на 15–17%, то наши относительно 2023-го — всего на 4%, — уточнил Дмитрий Ишевский.
![Покупателей ждут изменения: планируется запустить обновленный формат городского супермаркета | Источник: ООО «Маяк»](https://n1s1.hsmedia.ru/48/24/5a/48245ac7cdbf5c2fa65763b863deebb5/656x438_1_0eb1bcd1cc41e397987a0337a1be7e88@1280x853_0xkWB9JOez_5274941089419382403.jpg.webp)
Покупателей ждут изменения: планируется запустить обновленный формат городского супермаркета
В конце 2022 года один из крупнейших российских ретейлеров Х5 купил контрольный пакет ГК «Слата». Федеральный игрок получил комфортный вход на региональный рынок, а местные сети — более привлекательные коммерческие предложения от поставщиков. Вместе с тем операционное управление «Слаты» сохранилось за региональной командой. Сохранился и сам бренд.
— В этом году мы начинаем интеграцию, в результате которой фактически вся сеть «Слаты» перейдет в управление Х5. При этом бренд «Слата» был, есть и будет, однако покупателей ждут изменения. Мы планируем запустить обновленный формат городского супермаркета. Вы всё увидите, — резюмировал Дмитрий Ишевский.
* Ежегодный независимый анализ индекса лояльности для сетей проводится компанией NielsenIQ.