Город «Город изнутри»: Театр кукол «Аистёнок» - туда уходит детство

«Город изнутри»: Театр кукол «Аистёнок» - туда уходит детство

Здание кукольного театра наверняка известно каждому иркутянину – небольшое, небесно-голубого цвета, оно действительно напоминает кукольный дом, будто создавалось специально для житья-бытья кукол.

Здание кукольного театра наверняка известно каждому иркутянину – небольшое, небесно-голубого цвета, оно действительно напоминает кукольный дом, будто создавалось специально для житья-бытья кукол. Но до 1986 года в этом здании был расположен кинотеатр «Мир», а «Восточно-Сибирский театр кукол и марионеток» (такое название было у театра при открытии в 1935 году) целых полвека был разъездным, не имевшим, как говорят театралы, стационара. Но вот уже 30 лет «Аистёнок» - это тот самый кукольный дом, что стоит на Байкальской. Сюда и пришли корреспонденты «ИрСити», чтобы посмотреть спектакль и прогуляться по закулисью.

Портал «ИрСити» продолжает проект «Город изнутри», в котором рассказывает своим читателям о тех местах Иркутска, где в обычной жизни им побывать вряд ли удастся. Журналисты и фотографы редакции заглянут в цеха промышленных предприятий, за кулисы театров и во многие другие едва знакомые горожанам уголки Приангарья и раскроют много новых подробностей о них. Вы можете поделиться с нами идеями для следующих текстов проекта, направив письмо на электронную почту info@ircity.ru.

Старые сказки для новых детей

Моё детство прошло не в Иркутске, и в театре кукол я не побывала, его мне заменили школьные спектакли с ширмой и куклами на пальцах. Именно так я и представляла себе постановку. Но на сцене передо мной были живые актёры, то в больших масках, а то и вовсе без них, и, конечно, куклы, только совсем не на пальцах. Как уже потом рассказали сотрудники театра, такой стереотип – это нормально: такие пальчиковые куклы, они ещё называются петрушками, никуда не ушли - это основа, фундамент.

А пока мы подходим к театру, рядом из автобуса прямо-таки сыплются ребятишки-детсадовцы – приехали на спектакль. Пропускаем их вперёд, заходим внутрь, а там уже всё ожило, дети заполнили, кажется, каждую клеточку, каждый сантиметр, и само здание будто задышало. Взяв штурмом гардероб под командирские голоса воспитателей, ребята уселись в зале, потихоньку стали замолкать. Осматриваясь, я заметила, что небольшое снаружи, здание театра кажется ещё меньше внутри, и когда видишь маленьких зрителей, то создаётся впечатление, что вокруг всё как будто в миниатюре: небольшой зал с креслами, сиденья у которых поднимаются повыше для самых юных, очень компактная, совсем камерная сцена – всё это создаёт особую атмосферу уюта, защищенности.

Поднимается тяжёлый багровый занавес, дети вокруг замирают – начинается спектакль. «Осторожно, коза!» - так он называется. Незамысловатый сюжет: дед с бабкой пригрели у себя вредную козу, чуть не перессорились друг с другом и соседями – медведем и псом, – да вовремя спасла их настоящая, крепкая дружба. Но как иначе смотрят это дети, которым только предстоит всему в этой жизни учиться самим. Когда в почти фольклорный сюжет вдруг вмешивается презабавный рэп козы в сопровождении нижнего брейка от деда, понимаешь - это постановка для современных детей. Хотя горящие глаза, смех, милые, полные непосредственности комментарии по ходу пьесы дают понять, что детство, оно и есть детство. Разве что нас перед началом спектакля не просили выключить телефоны…

Специалисты широкого профиля

После спектакля помощник режиссёра Ирина Чернышева через сцену, где уже разбирали декорации, провела нас в гримёрку. Там актёры, уже вышедшие из образов, что-то грели в микроволновках, снимали грим, собирались домой. О своей работе они говорят восторженно, много, позабыв обо всех насущных делах.

1 из 3

«Это же целая философия, элемент воспитания. Ребёнку можно 100 раз говорить дома, что нужно сделать, а он пропустит мимо ушей, потому что надоело. А здесь ему то же самое говорят со сцены наши персонажи, и он начинает слышать. А все потому что не зудят, потому что это не мама сказала, а персонаж сказки», - говорит актриса Диана Денисенко, которая ещё 10 минут назад играла ту самую нехорошую козу.

Роман Зорин и Роман Бучек, перебивая и перешучивая друг друга, с гордостью рассказывают о том, что «Аистёнок» это своеобразный бренд, известный от Дальнего Востока до Центральной России, что со всех фестивалей театр приезжает с наградами.

«Что мне больше всего нравится в «Аистёнке», так это то, что мы всегда в поиске чего-то нового. Например, рассказать спектакль, дать его буквально пощупать – это же здорово!» - говорит Диана о спектакле «Калиф-аист» для слепых, слабовидящих детей и родителей, на котором зрячим завязывают глаза.

1 из 3

«Да, мы же и не только для детей играем, - подхватывает Роман Бучек, - например, «Стрелец» –абсолютно серьёзная, взрослая постановка». А ещё не без удовольствия наши собеседники отмечают: они актёры более широкого профиля – учили и сдавали те же дисциплины, что и актёры драмтеатров, но вот кукольники могут больше – вдохнуть жизнь в куклу, ведь кукольный – это театр ожившей материи.

Непростая кукольная наука

От актёров мы спустились в небольшую «каморку» к заведующей постановочной частью и художнику Евгении Шабановой. В этом месте рождаются первые наброски спектаклей, когда встречаются режиссёр и художник, разрабатываются декорации, система кукол. Этот волшебный процесс в среднем длится 2-2,5 месяца, но есть и такие спектакли, подготовка к которым идёт чуть ли не год.

Евгения познакомила нас с главными героями театра – куклами. Они прячутся у неё по всему кабинету. Каждую куклу она достаёт очень аккуратно, как ребёнка, рассказывает об их устройстве. Оказывается, существует множество видов кукол: перчаточная, марионетка (а они, в свою очередь, бывают классические - на нитях или штоковые), планшетная (та, которая может с помощью актёра ходить по плоской поверхности), кукла-маска, гапитная кукла (гапит – деревянный стержень, с помощью которого актёр управляет головой куклы), а ещё мимирующая кукла, ростовая…просто голова кругом!

1 из 5

К каждой кукле нужен подход, например, чтобы «пошла» планшетная кукла, иногда нужны руки аж трёх актёров. Хотя даже в одиночку управлять куклой очень сложно. Мне дали и планшетную «артистку», и марионетку - ничего выразительного с ними я сделать не могла: куклы требуют предельной концентрации и слаженности действий, при этом они достаточно тяжёлые. Уже через пару минут напрягается плечевой пояс, а актёры с куклой от начала спектакля и до конца. С такой работой никакого спортзала не нужно: всегда в форме! Кукольники раньше других актёров выходят на пенсию из-за сложности работы – порой, с тяжёлой куклой приходится полспектакля провести в очень неудобной позе.

1 из 3

Кукольный театр как сложное производство

Кукольный театр для зрителя – это яркое представление, эмоции, праздник. А вне этого праздника здесь существует скрытое от аудитории серьёзное производство, разделённое на цеха: бутафорский, конструкторский, швейный, столярный. Каждый делает часть большого общего дела – рождения сказки.

1 из 4

В бутафорском цехе мастерицы корпят над реставрацией кукол. Ведь кукла живёт ровно столько, сколько идёт на сцене спектакль. Если пьеса популярна, то куклы изнашиваются, их подновляют и вновь выпускают на сцену. Интересно, что нет ни одной куклы, которая бы сыграла две одинаковые роли в разных спектаклях. Даже если завтра придумается новый спектакль с героем, кукла которого уже есть, здесь, в бутафорском цехе, среди форм для папье-маше, коробок с деталями, заготовок из поролона, начнут делать новое лицо для новой куклы, с другим характером и другой судьбой.

Из бутафорского цеха кукла попадает к конструкторам, которые наделят её тем или иным механизмом, делают подвижной, почти живой. А потом её оденут художники по костюмам из швейного цеха. Они же оденут сцену, актёров, помогут созданию декораций – и миру явится сказка.

Где живут куклы?

1 из 4

Своего звёздного часа куклы ждут в хранилище. Это малюсенькая комнатка, где на каждом квадратном сантиметре лежат, стоят, висят балерины, обезьяны, бабушки и дедушки, кони и наездники – этакая каморка Карабаса Барабаса. Кажется, что вот сейчас за нами закроется дверь и начнётся тут своя, кукольная жизнь, поведутся кукольные разговоры. Вот только в хранилище живут далеко не все куклы, просто потому что не хватает места. Какая-то часть кукол лежит в коробках и сундуках, где Бог пошлёт. Театру остро не хватает своего склада.

1 из 2

Ещё работники «Аистёнка» мечтают о своём музее. Ведь театру 81 год, есть о чём рассказать и что показать вне сцены. Конечно, в маленьком здании приходится мириться со своими неудобствами, но именно эта миниатюрность зала, уютность фойе с балкончиками особенно гармонируют со звонкими голосами маленьких зрителей. И если вы всё ещё задаётесь вопросом «куда уходит детство», загляните в «Аистёнок», оно здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления