Всё-таки Ильф и Петров очень точно уловили суть маленьких провинциальных городов и окраин: в Ново-Ленино Иркутска, словно в воспетом в «12 стульях» городе N, столько парикмахерских заведений, похоронных бюро и шиномонтажек (о шиномонтажках авторы бы обязательно написали, если бы жили в наши дни), что кажется, будто жители микрорайона рождаются лишь затем, чтобы постричься, купить машину, затариться запчастями, подлатать шины и умереть. Из Ново-Ленино портал "ИрСити" начинает свой новый проект про Иркутск, какой он есть.
Впрочем, есть в Ново-Ленино или, по-иркутскому, в "НЛО", свои особенности: пышущие жаром и окутанные облаком пыли "ПАЗы", набитые в них под завязку по утрам и вечерам люди, бесконечные пробки и показавшие всей Германии, в какой позе правильно фотографироваться, гопники. Хотя, живут же люди там целые жизни, а значит, не всё так плохо, не только стереотипами жив район.
Ново-Ленино – микрорайон Иркутска, входит в Ленинский округ, образованный в 1920 году. Начинается он от остановки «Норильская» и заканчивается «6-м микрорайоном», протяжённость дороги на главной улице Розы Люксембург составляет более 5,5 километра.
Молодёжная роща и дряхлые двухэтажки
Сев на остановке «Сквер имени Кирова» в типичный новоленинский общественный транспорт производства Павловского завода, я вышла сразу после того, как мы проехали запылённую скульптуру «Красный тюльпан» на въезде в Ленинский округ. Улица Норильская встретила торговым домом «Вечерний», безобразным в архитектурном решении, которого, скорее всего, и не было, c налепленными где попало на фоне застеклённого корпуса вывесками: пиццерия «Вечерняя», минимаркет «Перекрёсток», «Кинотеатр 5D», «Бистро», «Банкетный зал», «Электро и автотовары». Там же внимание привлёк целый квартал аварийных деревянных двухэтажек с потрескавшимися наличниками, однотипно отделанными советской пятиконечной звездой. Для любителей старины место прекрасное, а сами местные жители ждут не дождутся, когда уже снесут все эти дряхлые дома.
«Вы зачем эту рухлядь снимаете? Сносят их. Правда, понять не могу в какой очерёдности: то там разломают, то сям», - щурясь утреннему солнцу, сказал зрелого возраста мужчина, выгуливавший маленькую рыжую собачку.
А всё-таки места колоритные, жива в них романтика городских окраин.
По улице Розы Люксембург вскоре из-за деревянного квартала выглядывает Храм великомученика и целителя Пантелеимона и прилегающий к нему лесной участок, за которым уютно укрылась роща «Молодёжная» перед вокзалом «Иркутск-Сортировочный».
Чем дальше дорога уводит вглубь леса, тем тише становится шум машин, тем сильнее веет свежим сосновым воздухом. В роще утром почти никого: красноголовый дрозд ищет подходящее для завтрака место на дереве, да пушистая белка карабкается по сосне. А, постойте-ка, на лавочке сидит бабушка.
«Я железнодорожник, в Иркутске и этом микрорайоне живу с 1955 года. В худшую сторону здесь точно ничего не изменилось, всё строится, обновляется. А работала я долгие годы в отделе охраны труда железной дороги. Дети маленькие были, мы в этой роще гуляли. Столовая летняя стояла – наши слесаря в ней перекусывали, танцплощадка работала, а здание железной дороги было ещё деревянным», - перебирает воспоминаниями старушка.
Глядя вдаль, женщина вздохнула: «Жизнь кончается, но пока ничего, живу. Всё тут на моих глазах строилось. Рощу облагородили, железнодорожники постоянно убираются… Дети переехать зовут туда, в город, а мне страшно. Я здесь куда пойду, обязательно с кем-нибудь знакомым повстречаюсь».
В разговоре открылся удивительный факт: я вела беседу с мамой иркутского депутата, главврача Ивано-Матрёнинской больницы Владимира Новожилова Надеждой Яковлевной.
«Все удивляются: откуда в семье инженеров взялись врачи? А ведь у нас уже целая династия. Оба сына, их дети получили медобразование, внук 8-летний хочет хирургом стать», - улыбается Надежда Яковлевна.
Единственное, на что пожаловалась иркутянка – управляющая компания плохая: денег берут много, делают мало. К слову, это оказался тот самый «Иркут», который администрация города намерена лишить лицензии за некачественную работу.
Вдоль по Розы Люксембург
Ново-Ленино по большей части состоит из хрущёвок и частного сектора, бесконечную череду друг на друга похожих домов порой прерывают новостройки. В целом картина настолько монотонна по своей ритмике, что невольно идёшь и зеваешь.
Улица Розы Люксембург как транзитная переполнена шиномонтажными мастерскими, автомойками, магазинами запчастей. Рядом с ними соседствуют компании по продаже гранитных, мраморных памятников и ритуальных услуг, парикхмахерские. Многие постройки вызывают ощущение, будто на этой улице сконцентрировались худшие примеры точечной застройки: обитые профлистом одноэтажные домики, наспех распечатанные для них вывески.
А попробуй-ка обойти целых 18 Советских переулков, полностью застроенных деревянными одноэтажными домами, которых, определённо, более тысячи. Огромную часть района занимает этот жилой массив: чем дальше ты в него заходишь, тем скорее окунаешься в самую настоящую деревню – с тишиной, гравийными дорогами, дворовыми кошками и собаками.
Дорога вдоль переулков тянется порядка 2 километров. По одну сторону деревянный, порой резной Иркутск, по другую - панельный, каменный, кирпичный, преимущественно хрущёвский.
«Чего тут шастаешь, девочка?» - залаяла на меня овчарка из-за забора, людей на пути не было.
В целом для жизни в Ново-Ленино есть всё: рядом с многоквартирными домами установлены детские площадки, местные жители каждое лето высаживают на придомовой территории цветы, старательно раскрашивая автомобильные шины, которые служат основой клумб. Есть в микрорайоне свой торговый центр «Абсолют»: с магазинами, кафе, детской развлекательной комнатой, стадион – «Локомотив», два парка – «Молодёжный» и «Берёзка», уникальные новоленинские болота у церкви во имя Михаила Архангела, на которых отдыхают перелётные птицы, а также популярный у любителей покопаться в старине большой Second Hand рядом с остановкой «Магазин Спутник», где можно купить рубашку даже за 10 рублей.
«Да какие тут проблемы, всё у нас хорошо. В прошлом году сделали капитальный ремонт в доме, управляющая компания «Северная» - хорошая. Так и напишите», - говорит одна из бабушек на скамейке у панельной пятиэтажки.
Мифические гопники?
«Ну а как же все эти истории про криминальный Ново-Ленино, опасных гопников? Неужели всё это миф?» – спросила я у прохожей.
«Насчёт преступности – миф оправдан, но с каждым годом её всё-таки меньше и меньше. В конце 90-х и начале нулевых каждый член нашей семьи хотя бы раз был жертвой нападения, сейчас же я могу спокойно прогуляться ночью, но, конечно же, не одна, а в компании хотя бы одного молодого человека, это уже не так страшно. Пару раз случалось, что тёмной ночью нужно было пройтись по району, редко кого вообще встретишь на улице, а если и встретишь, то это просто будут подпитые мужики, которые ничего плохого не сделают, выругаются только», - рассказала девушка.
По её словам, район очень изменился за несколько лет: «Ново-Ленино – спальный район, но в нём много инфраструктуры, за последние лет 10 он очень вырос и стал неким мини-городком. Изменения налицо: появляются торговые центры, район разрастается новостройками, появился даже картинг с прилегающим торговым центром. Для микрорайона – это огромный шаг вперёд».
Успокоенная, уже свыкшаяся с пространством района и бесконечно колесящими по дорогам "ПАЗами", я уселась в автобус до центра города. Не прошло и минуты, как на какой-то яме тряхнуло так, что я подскочила на сидении. В этот же момент взгляд уловил греющегося на полянке вдоль дороги местного жителя: он сидел на корточках, по-свойски. На том мы с Ново-Ленино и распрощались.