В самом центре Иркутска, на задворках кинотеатра «Пионер» стоит наш сегодняшний герой – огромный каменный двухэтажный дом с адресом улица Ударника, 6. О нём практически ничего не упоминается в архивах, нет информации и в службе по охране памятников, однако руководитель клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров, фотограф Яна Ушакова и журналист портала «ИрСити» попытались найти хотя бы зацепки, чтобы сложить пазл истории.
Проект «Исчезающий Иркутск» больше 2 лет существует на портале «ИрСити». За это время журналисты посетили более 40 домов, некоторые из них уже исчезли с улиц Иркутска.
Длинный двухэтажный дом стразу показался негостеприимным: местами заколочены окна, какая-то часть здания уже снесена, а остатки так и свалены. Пройдя в арку, мы увидели собаку, грозно охраняющую суровый дом.
Историю здания мы надеялись узнать у жильцов, и нам сразу же попался милый дядечка, шедший мимо.
«Конюшни тут раньше были на первом этаже, а на втором конюхи жили. Дом-то этот относился к графскому дому – дому офицеров, там дальше были постройки – там прислуга жила, а тут конюшни. Я это точно знаю, я ведь древний, это вы не смотрите, что выгляжу молодо, мне уже больше 70», - выпалил наш случайный знакомый и скрылся так же неожиданно, как и появился.
«Ну, это, товарищ, насочинял, конечно»,- заулыбался Петров и пояснил, что в конце XIX века здесь располагался пожарный обоз Общества взаимного страхования, созданного после пожара 1879 года, который уничтожил центр Иркутска.
«История упирается в 70-е годы XIX века, потому что тогда уже городское сообщество, в том числе, купцы, стали думать, как расширять сферу влияния городской управы. Тогда обсуждался вопрос о создании Общества взаимного страхования имущества от огня, поэтому иркутский губернатор обратился в думу, и в 1884 году такое общество было создано. Надо сказать, что горожане быстро признали его целесообразным, за первые 7 лет в его ряды вступили 644 домовладельца Иркутска», - пояснил Петров.
В правление общества входили известные горожане, например, будущий голова Владимир Сукачёв. После того как организация начала работу, возник вопрос, где разместиться правлению. К тому же, так как общество страховало имущество от огня, необходим был пожарный обоз, который находился в Любарском переулке, где мы и находились (сейчас это улица Ударника).
Основное здание расположилось в доме, известном иркутянам как кинотеатр «Пионер», а обоз построили на задворках. Работа велась успешно, в Томске на выставке противопожарных мер общество получило диплом первой степени.
Очень забавный эпизод, связанный с переименованием Любарского переулка, разыскал Петров в газете «Восточно-Сибирская правда». Некий В. Нолин в 1935 году возмущался, что у иркутян не спросили мнения по этому поводу. А мы-то удивлялись, когда топографическая война накрыла Иркутск в 2016 году по поводу переименования улицы Бограда.
«Ещё в газете обнаружил интересную информацию о скидках, которые предоставляло общество. 1891 год, если ты страховал имущество на 4-5 лет и потом возобновлял страховку, ты получал скидку 10%, и так далее до 16 лет – в этом случае ты вообще освобождался от платежей», - поделился историк.
В списке комплекс зданий Общества взаимного страхования по адресу Ударника, 6, значится как объект историко-архитектурной среды, при этом стоит пометка «снесён». Однако, то ли мы что-то напутали, то ли с нумерацией на улице беда, но видно, что за какими-то окнами есть жизнь: на подоконниках стоят цветы и мелькают тени людей, значит, нужно идти и узнать, что же скрывается за каменными стенами.
Нам посоветовали подняться на второй этаж. Первое, что поразило – чудесная каменная витая лестница в подъезде. Она, между прочим, прекрасно сохранилась в отличие от деревянных досок пола на входе – ходят ходуном и не сегодня-завтра совсем рассыпятся.
На втором этаже – длинный коридор с четырьмя дверьми. Никакую из них хозяева не открыли, а мы заглянули в одну - и замерли, там была маленькая общая кухня с окрашенными в синюю краску стенами. Ясно, что мы были непрошеными гостями в коммуналке, где жизнь течёт своим чередом.
Попробовали постучаться в окна жильцам интересного нам дома – тихо, перешли дорогу и стучали в окна деревяшек там, но никто так и не вышел, не показался, только собаки лаяли нам вслед.
Этот дом, как призрак, Алексей Петров не нашёл ничего о нём в городском архиве и службе по охране памятников, в нём живут люди, но мы видели только их тени в окнах, он крепко стоит на ногах, но часть его уже разрушена. Мы так и ушли, расстроившись, что в этой истории нет разгадки. Но, может быть, мы сюда ещё вернёмся.