На улице Тимирязева есть много деревянных домов, но в одном из них – отреставрированном красавце №5 «Б» – находится «Фабрика здоровой еды». Здесь удивительным образом сочетается 100-летняя иркутская история с новейшими космическими технологиями. Портал «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри» заглянул на кухню фабрики и узнал некоторые секреты приготовления и хранения блюд.
Историческое здание
В просторном и светлом помещении, где располагается отдел продаж, нас встретил заместитель директора Игорь Фисенко. Он рассказал, что изначально в планах было создать цех по выпечке, но это оказалось не совсем перспективным. Затем владелец фабрики – бизнесмен, ресторатор Юрий Коренев – съездил в Южную Корею, откуда привёз уникальную технологию упаковки, благодаря которой можно готовить и хранить еду без добавления каких-либо консервантов.
Фабрика располагается в памятнике архитектуры. Через Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ) бизнесмен в 2015 году отреставрировал огромное здание и получил его в пользование, разместив в нижних этажах само производство, а в верхних – отдел продаж и администрацию.
«Брёвнам 100 лет», - показывает рукой на стены Игорь Фисенко.
Одноэтажный дом с двухэтажной задней частью появился здесь в период с 1897 по 1901 год. «Дом был построен на фундаменте из деревянных стульев, стены и перегородки – из рубленных деревянных брёвен», - говорится на сайте АРПИ. Владельцем земельного участка тогда был дворянин, гражданин США Павел Карлович Вильмонт – преподаватель французского языка промышленного училища. Кроме того, в 1901 году, когда Иркутск посетил этнограф, антрополог, доцент Гарвардского колледжа Роланд Диксон, Вильмонт был переводчиком.
Затем дом был продан главе семьи Поляковых – Авдею Осиповичу, служившему старостой по сбору податей общей Ремесленной управы. В начале XX века объект использовался для сдачи жилых помещений в аренду.
Фабрика дала вторую жизнь прекрасному памятнику, открывшись в нём 22 апреля 2016 года. «А уже 23 апреля мы участвовали в выставке «Охота. Рыбалка», - улыбается Игорь Фисенко.
Технологии для NASA
Наш собеседник проходит по всей комнате, берёт со стенда упаковку - вкусная картинка сопровождается словами «Жаркое со свининой» - и не прекращает рассказывать удивительные истории:
«Готовые первые и вторые блюда готовятся по традиционным отечественным технологиям с учётом всех существующих норм. Эти нормы и правила ещё времен СССР - и это хорошо, так как санитарные и технологические требования одни из самых строгих в мире. А вот способ упаковки и сам процесс термической обработки уникален: её разработали американцы в 50-х годах прошлого века для проекта NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США – ред.). Реализация такой идеи оказалась успешной и стала востребована, технологию охотно стали применять в армии США, а затем и в быту. После американцы продали технологию Японии и Южной Корее, также она встречается в Европе».
Речь идёт о «реторт»-упаковке – пищевой упаковке, созданной как альтернатива консервным банкам. Она состоит из нескольких ламинированных слоёв, способных выдерживать перепад температур от минус 30 до плюс 50 градусов при хранении. Такая упаковка имеет ряд существенных преимуществ в сравнении с металлическими и стеклянными банками. По аналогичной технологии работают не более 10 предприятий в нашей стране, но это очень крупные концерны, обеспечивающие продукцией силовые структуры РФ.
«Вся хитрость заключается в этом пакете. Он очень прочный, если на него наступить, ему ничего не сделается. Может в течение 1 года храниться в любом месте – консервантов нет ни капли. Разогреть можно любым способом: положить в кипящую воду, на батарею, на двигатель автомобиля, на солнце, а потом открываешь и ешь», — Игорь Фисенко мнёт в руках взятую упаковку.
Ещё один секрет – это термическая обработка, которой подвергаются герметически запакованные готовые блюда. Пакеты помещаются в реторт-машину, для каждого продукта разработана специальная компьютерная программа, которая подразумевает последовательную обработку паром при определённом давлении и времени. После этого пакеты охлаждают ледяной водой. Так, по заверению нашего собеседника, разрушается патогенная микрофлора и максимально сохраняются полезные вещества.
«Надевайте халаты», - весело командует Игорь Фисенко и ведёт нас в цокольный этаж, где вкусно пахнет, шумят спецмашины и звенят голоса девушек-технологов.
Обычное по-необычному
Нижний этаж разделён на несколько цехов, каждый из них также имеет свою структуру – хранилища, мойки, разделочные, каждых из них Игорь Фисенко сопровождает одним эпитетом - «обычный». И действительно, картошка обычная, лук, чеснок – тоже. Фисенко замечает, что все продукты – местного производства.
Наконец попадаем на кухню, которая также поделена на несколько зон. В одной – стоят плиты, огромные сковороды и большие кастрюли, в другой –реторт-машина, в центре – фасовочная.
На длинном столе стоят уже готовые к обработке порции по 300 граммов гречки с грибами, приготовленные с утра. Сейчас повара готовят суп-крем «Шпинат».
Технолог Елена со вкусом рассказывает, как и что происходит: «Сначала на сливочном масле обжарили до мягкости репчатый лук. Отдельно разморозили шпинат, мы его залили бульончиком, проварили, сейчас взобьём блендером, добавим заранее приготовленное картофельное пюре и сливки. Супчик будет нежно-зелёного цвета - вкусно и полезно».
От запахов и рассказа в моём животе начинают летать бабочки, поэтому я стараюсь быстро переключиться на технологию. Елена, как будто понимая это, улыбается: «Это всё доводится до готовности, мы пробуем на соответствие ГОСТам, затем фасуем по пакетам, на специальной машине запаиваем, отсюда порции попадают в реторт-машину, провариваются при определённой температуре и давлении, здесь же охлаждаются, а после попадают в коробки».
Во время рассказа Елена делает паузу, обходит машину, что-то включает, и стерилизатор начинает бодро шуметь.
Игорь Фисенко объясняет мне, что эта машина – самая маленькая, есть такие, которые занимают целые здания. За раз можно приготовить 300 порций, технологический цикл занимает 60-80 минут.
Мужчина достаёт из готовой к отправке коробки пару пачек и говорит, что эта упаковка – самая продвинутая на настоящий момент, которая при нагреве не выделяет токсинов в пищу, более того, она и нагревается быстрее, чем обычная консервная банка, и пространство в коробках занимает более рационально. Это особенно важно при транспортировке, логистике, да и торговые сети хранят это без проблем как на складах, так и в торговых залах.
«Это самые совершенные в мире консервы. Правда, сейчас люди боятся слово «консервы», оно стало почти ругательным. Но ведь солёные огурцы, помидоры, грибы да и обычная кабачковая икра – это по сути своей консервы. Здесь не нужно путать слова «консервы» и «консервант». В обычной банке тушёнки консервантов тоже нет, ну разве что соль», — с чувством заключает Игорь Фисенко.
Пока мы стягивали с себя защитные халаты, он подарил нам по вкусному супу и поделился, что продукт очень популярен: технологией заинтересовались в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Уфе. А прямо сейчас, когда мы сидим на уютных диванчиках, пакеты отгружают в фуры, которые поедут в Монголию, завтра готовые блюда отправятся в Архангельск.