Город «Исчезающий Иркутск» «Исчезающий Иркутск»: Заброшенная усадьба книгоиздателя Посохина

«Исчезающий Иркутск»: Заброшенная усадьба книгоиздателя Посохина

В начале XX века в доме находилось книгоиздательство, а сейчас он молчаливо терпит издевательства вандалов и больше походит на приют для бездомных.

Усадьба по улице Сарайная (сейчас Александра Невского, 38) со всех сторон закрыта панельками и хрущёвками. Жильцы соседних домов проходят мимо двухэтажного каменного памятника, не обращая на него внимания. Когда-то там находилось книгоиздательство, проводились литературные вечера, потом была школа, а сейчас он молчаливо терпит издевательства вандалов и больше походит на приют для бездомных.

Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс», историк Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано около 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.

Посохин и Макушин

Свою жизнь дом начал в 90-х годах XIX века. Его построил известный сибирский книгоиздатель Владимир Михайлович Посохин. Его семья родом из Пермской губернии. Родился Владимир Михайлович в 1864 году в селе Беляевка. Отец Посохина был православным священником. Владимир получил православное воспитание, окончил курсы образовательной науки Пермской духовной семинарии, в совершенстве владел немецким, французским и английским языками. Отлично разбирался в литературе как в русской, так и в зарубежной, также хорошо ориентировался в конъюнктуре тогдашнего книжного рынка.

Владимир Михайлович Посохин

В середине 1880-х годов Владимир вместе с родственниками переехал в Томск. Здесь он устроился работать в первый сибирский книжный и писчебумажный магазин, который был открыт в 1873 году родственником Посохина Петром Ивановичем Макушиным. В одних источниках указывается, что Посохин приходился Макушину зятем, в других – двоюродным братом.

Молодой Посохин несколько лет отработал в магазине приказчиком, потом доверенным. В 1889 году женился на приёмной дочери Ивана Макушина – Серафиме Лавровне. Через 4 года Макушин командировал Владимира в Иркутск развивать книготорговое дело. В городе с 1861 года уже работала бесплатная народная библиотека, которой активно помогал томский меценат.

Посохин открыл в Иркутске байкальское отделение томской компании «Макушинъ и Михайловъ» и типографию. Она стала первой иркутской губернской типографией, которая действует и по сей день. Через несколько лет Владимир Посохин стал её директором.

Типография на улице Большая

Вот как описывал деятельность Посохина в своей статье в газете «Восточно-Сибирская правда» от 28 февраля 2020 года член союза писателей России Ростислав Филиппов.

«Специальных помещений под магазин и типографию не было. Вначале Посохин разместил своё детище на Ивановской площади, где снимал в аренду каменный дом во дворе усадьбы. Для магазина это было не особенно сподручно, многим посетителям не нравилось, что магазин необходимо искать. В переплётной мастерской было только две бумагорезные машины и специальные прессы. Здесь трудились всего 18 рабочих, которые выполняли разнообразные переплётные работы для гимназий, библиотек, а также по специальным заказам.

Перечень заказов постоянно расширялся.

Постепенно начали выполнять переплёты для книг в подарочном исполнении, всевозможные альбомы для фотографий и видовых открыток, для коллекционирования марок, альбомы для стихов, которые были в большой моде у гимназисток и молодых женщин. Для переплётов в подарочном исполнении применялись жесть, плюш, бархат, специальная кожаная бумага. Тиснения делались красками, серебром и золотом. Все новейшие конструкции и шрифты были выписаны из-за границы.

Для нового оборудования потребовались наборщики и печатники, к ранее работавшим специалистам было принято ещё 30 работников, техническое руководство осуществлял приглашённый из Дании специалист Э. Д. Розен. Выполнять литографические работы был приглашён профессиональный художник.

Благодаря умению и энергии Посохина объёмы реализации значительно возросли. Магазин имел в продаже более 100 наименований книг по различным отраслям знаний. По мере развития промышленности и строительства сетей железных дорог росла потребность в различного рода печатной продукции — бланках, каталогах отчётности и прочей деловой документации. Ещё больше увеличился спрос на учебные и педагогические пособия».

В январе 1902 года Посохин стал официальным совладельцем прибайкальской компании «Торгового дома П. И. Макушина и Вл. М. Посохина» в Иркутске. В 1903-м на свои деньги построил коммерческий комплекс, где разместились книжный магазин, новейшая для того времени лито-типография и переплётный цех.

Постоянно расширяя производство, Посохин арендовал для магазина и типографии новые площади. Владимир Михайлович стал самостоятельно вести дела компании в Иркутске. Он получал книги из Европы, Санкт-Петербурга и Москвы, затем снабжал ими всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. Всё это сделало Посохина уважаемым и авторитетным человеком в Иркутске. Позже он стал известным общественным деятелем и купцом высшей гильдии. В начале 1904 года Посохин получил титул потомственного почётного гражданина Иркутска. В этот же год 44-летний Посохин написал

завещание.

«Я, нижеподписавшийся потомственный почётный гражданин, Владимир Михайлович Посохин, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, на случай смерти моей завещаю всё моё имущество движимое и недвижимое, где бы оно ни находилось и в чём бы ни заключалось, а также и весь капитал мой в наличных деньгах, процентных бумагах и долговых на разных лиц документах, — словом, всё без изъятия, что в день смерти моей принадлежать мне будет и на что я по закону буду иметь право, завещаю в полную и неотделимую собственность законной жене моей Серафиме Лавровне.

Её же я назначаю и своим заместителем для продолжения дела взамен меня в качестве товарища торгового дела «Макушинъ и Посохинъ», согласно пункта 11-го договора полного товарищества, заключённого 10 января 1902 года между мной и Петром Ивановичем Макушиным.

Потомственный почётный гражданин Владимир Михайлович Посохин».

Историки отмечают, что этот документ стал своего рода чертой, отделяющий прежнюю жизнь, в которой Посохин был вторым человеком в делах Петра Макушина, и новой, где он стал полноценным партнёром бизнеса.

«Посохинская аудитория»

- С 1912 года здание на улице Сарайной известно как «Посохинская аудитория». В 1920 году Владимир Михайлович Посохин не признал Советскую власть и бежал в Харбин, где долго прожил. Умер там же в 1945 году. Все эти годы он тоже занимался книгоиздательством. В общем, свою жизнь полностью посвятил этому делу, - рассказывает историк Алексей Петров.

1 из 4

Типография Посохина, которая работала на улице Большой, издавала более миллиона различной печатной продукции. Как отметил Петров, в ней печаталась известная иркутская газета «Иркутские губернские ведомости». Также известны случаи, когда типография печатала нелегальную литературу для большевиков.

- В начале XX века этот район города считался окраиной. Из известных предместий в этом районе были только Усадьба Сукачёва и «Посохинская аудитория». В округе в основном жил простой народ, для которого открытие такого заведения стало возможностью почитать газеты, полистать книги. Посохин имеет к этому зданию прямое отношение. Возможно, он в нём какое-то время находился, вёл свой бизнес, - продолжает историк.

В январе 1912 года в доме открыли театр «Общества народных чтений» для постановки драматических спектаклей. Об открытии упоминается в заметке газеты «Голос Сибири»:

«Об устройстве народного театра. Правление общества по устройству народных чтений в Иркутске и Иркутской губернии устраивает новую аудиторию в помещении В. М. Посохина на Сарайной улице, предоставленном гражданином Посохиным безвозмездно обществу.

Кроме того, правлением избрана комиссия под председательством И. Г. Пестрикова для оборудования и приспособления аудитории под народный театр. Правлением принята смета комиссии на сумму 318 рублей 98 копеек на устройство сцены, декорации, щитов для окон и тому подобное. Подмостки же для сцены будут сделаны на средства гражданина Посохина».

Когда он уехал из России, здание было национализировано и через какое-то время его отдали для образовательных нужд. Известно, что в доме находилась вторая женская школа, а затем школа №14, которую в 1978-м перевели в новое большое учебное заведение на улице Карла Либкнехта.

- С тех пор дом потерял свой социальный статус. В нём начали сдавать помещения в аренду разным компаниям. В основном тут были какие-то юридические консультанты. Здесь какое-то время находился благотворительный фонд «Оберег», где-то до 2012-2013 года. В 2013 году КУМИ продали здание. С тех пор оно пустует, - заключил Петров.

Сегодня о величии здания напоминает его фасад: красная кирпичная кладка, продолговатые окна и элементы внешнего декора. Основной вход находится во дворе дома, с левой стороны есть ещё один. В этом же крыле здания на крыше видно трубу. Возможно, эта часть была хозяйственной. По размерам окон можно предположить, насколько в здании высокие потолки. Наверняка внутри очень красивая отделка, к сожалению, туда попасть нельзя. Мы начали расспрашивать местных жителей. Возможно, кто-то застал времена, когда дом не пустовал.

1 из 5

По словам соседей, дом пустует около 5-6 лет. В прошлом году отремонтировали крышу, заколотили окна и поставили охрану. «Видимо, владельцы уже задумались о продаже здания. И появление объявления о продаже тому доказательство», - предположил Петров.

Женщина средних лет удивилась, узнав, что здание продают.

«Опять продают? Вообще, оно разрушается уже давно. Раньше тут были какие-то офисы, спортивные кружки. Много ребятишек занималось. Перед домом была детская площадка. Вся территория вокруг принадлежит зданию. После того как его продали, были разговоры, что тут появится девятиэтажка с подземной парковкой. Это было где-то года 4 назад. То, что оно пустует около 8 лет, точно. Здесь всё время бомжи ночевали, почему и двери заколочены. Они выносили всё: старую мебель, стройматериалы. Жалко будет, если его снесут. Пусть лучше восстановят, откроют садик или школу», - поделилась с нами женщина из соседнего дома и поторопилась по своим делам.

Тамара Илларионовна из соседнего двора рассказала, что застала времена, когда в доме была школа.

«Мой сын родился в 1969 году. Когда ему было 7 лет, мы его туда отдали, и он проучился в этой школе 3 года. За домом была большая теплица, там все ребятишки выращивали овощи. Потом открылась 14-я школа, и всех ребят перевели туда. С другой стороны здания была детская площадка, большая, красивая – всё снесли. Мы думали, что дом отремонтируют, но сделали только крышу», - вспоминает бабушка.

1 из 5

Она также рассказала, что слышала о владельце дома от соседей. «Говорят, что его купил какой-то мужчина и уехал в Германию. Были разговоры, что он хотел тут сделать гостиницу, но, видимо, что-то не получилось. Вроде как его мать занимается домом, а его нет в стране. Я бы, конечно, хотела, чтобы снова открыли школу. Я сама бывший учитель, и мне было бы отрадно, если бы его снова отдали деткам», - улыбнулась Тамара Илларионовна.

1 из 5

Объявление о продаже дома появилось в апреле. Собственник оценил его в 36 миллионов рублей. В эту стоимость, помимо здания в 930 квадратных метров, входит земельный участок почти в полгектара. Владелец отмечает в объявлении, что дом подойдёт для офиса, медицинского центра или детского учреждения. Остаётся только надеяться, что новый хозяин отреставрирует здание и даст ему возможность просуществовать ещё несколько десятилетий в том обличии, в котором его запомнил Владимир Посохин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления