Главный архитектор Иркутска Антон Жуков в начале недели высказал очень смелую идею — предложил снести стадион и дворец спорта «Труд», чтобы на их месте построить новый театр кукол и концертный зал имени Дениса Мацуева. Кроме того, на освободившемся пространстве он предложил разместить новый городской парк с пробивкой улицы 5-й Армии в сторону улицы Красного Восстания и формированием городского транспортно-пешеходного бульвара.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 2 мая.
Антона Михайловича можно похвалить за то, что он открыто высказал свою мысль и попытался её отстоять. Ведь можно было бы просто тихонько рассказать об этом на градсовете при губернаторе и замолчать. Жуков же решил дать свой комментарий в СМИ, а потом раскидать идею по соцсетям, собрав десятки комментариев, даже ответив на некоторые. Это похвально и смело, без шуток.
Но больше, как по мне, Жукова хвалить не за что. Меня откровенно покоробили его слова о том, что стадион уже утратил свою спортивную функцию, они далеки от реальности. Несмотря на то, что «Труд» находится в очень плохом состоянии и требует капитального ремонта, он остаётся главной спортивной площадкой города. Через несколько дней там будут играть в футбол на Кубок Сибири (невесть какой уровень, но, как говорится, другого футбола у нас для вас нет).
Зимой стадион был и остаётся одной из площадок, где тренируются детские хоккейные команды. Так что слова Жукова о том, что «хоккей на поле уже не вернётся», не верны — хоккей оттуда и не уходил. Более того, насколько я помню, у профессиональной «Байкал-Энергии» были планы проводить отдельные матчи на открытом воздухе, именно на «Труде». Конечно, путь от планов до реализации порой может быть невероятно долгим, но сам факт — на «Труде» крестов не ставили даже после перехода «Байкал-Энергии» на крытый лёд.
Дворец спорта морально устарел, но он остаётся главной баскетбольной площадкой Иркутска, свои домашние матчи там проводят баскетболисты «Иркута», и в допандемийные времена они собирали аншлаги даже в заштатном втором дивизионе Суперлиги. Фактически Иркутск был одним из нескольких городов, представленных на подэлитном уровне, где в баскетбол играли не при пустых трибунах.
В конце концов, на «Труде» открыто множество спортивных секций, где занимаются сотни людей, там же регулярно проводятся занятия по физкультуре у студентов Иркутского госуниверситета. Да, условия плохенькие, особенно в манеже. Но ведь других нет. И, кажется, не предвидится.
Странно говорить о сносе одной из главных спортивных площадок города, пока у нас нет вариантов, куда можно расселить всех, кто перечислен выше. С хоккеистами — проблема, потому что новый ледовый дворец не резиновый, он и так занят с утра и до забора. С открытым «Рекордом» та же история. С футболом ещё сложнее — даже убитый «Труд» является одной из лучших площадок города. Это многое говорит об Иркутске, но всё же. Легкоатлетов тоже пристроить некуда — в «Байкал-Арене» своих хватает. Но да бог с ним, со спортом. Кому-то он и развитый никому не нужен, а мне и наш, чахоточный, постоянно жалко, я здесь не объективен.
В 2015 году я делал интервью с тогдашним министром спорта Иркутской области Ильёй Резником. Он говорил, что снести «Труд» и построить на его месте новый спорткомплекс не получится из-за современных градостроительных норм. Представим, что «Труд» всё-таки снесён. Площадка высвобождается большая — 5 гектаров, как говорит Жуков. Но влезут ли туда два новых объекта культуры, к которым нужно сделать свои подъезды и парковки? Жуков считает, что можно, иллюстрирует это красивыми картинками. Но получится ли в реальности?
Также от высказанной Жуковым идеей отвращает то, что он, как и многие другие чиновники до него, как щитом прикрылся именем пианиста Дениса Мацуева и прожектом-долгожителем в виде концертного зала. Помнится мне, ради концертного зала обосновывали снос чаеразвесочной фабрики и ТЭЦ-2 на Цесовской набережной. Потом вместо концертного зала там решили строить элитное жильё. Внезапно? Да ладно! Я не сторонник теории заговоров, но, читая новость об идее Жукова, в первую голову подумал именно об этом. И не я один.
«Если бы Мацуева не было, то его стоило бы придумать, потому что под идеей строительства музыкального зала, центра уже произошла история с территорией рядом с Цесовской набережной и выдвинуто ряд проектов на других вполне симпатичных для застройки территориях города. Что происходит на Цесовской — мы знаем. Элитное жильё. Теперь на очереди действующий открытый стадион?» — написала художник и доцент ИГУ Яна Лисицина под постом Жукова в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация).
«Смешно даже как-то это слышать! Опять концертный зал, опять Мацуев и парк... Хоть бы что-нибудь новое предложили!» — воскликнула иркутянка Майя Соловьёва там же. Можно найти ещё почти десяток подобных комментариев.
Может быть, всё-таки стоит поискать для очередного «чудо-мега-прожекта» какую-то другую площадку? Вот, к примеру, жители Ленинского округа страдают от отсутствия культурных объектов на своей территории. А давайте попробуем найти место для крутого концертного зала там? Ведь очевидно, если зал будет крутой, и если у нас все так любят классическую музыку (а изрядная часть комментариев в соцсетях Жукова — от любителей, радостно одобривших его идею), то он не будет пустовать. Давайте попробуем?
Слава богу, мэр Иркутска уже прокомментировал эту инициативу и не одобрил её. Правда, я не уверен, что впоследствии его мнение не поменяется на 180 градусов, но не перестаю надеяться, что после этих слов от «Труда» всё-таки отстанут.