Мы давно заметили, что существует некий чек-лист губернатора, который должен проходить каждый новый глава Иркутской области. Там много интересных пунктов, все перечислять не буду. Один из самых трудных — это аэропорты. От одного этого слова внутри всё холодеет и опускается, кровь сворачивается в жилах и болит голова.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 30 мая.
Чтобы навести порядок с региональными авиаузлами, нужно, кажется, биться головой о стену. Это я ещё не вспоминаю про иркутский аэропорт, где конь не валялся, а хотя все его — коня — с каким-то обречённым терпением ждут. Года три тому назад появилась надежда, что ситуация с местными аэропортами как-то начнёт меняться — первой ласточкой, получившей деньги на модернизацию, стал Братск. Но было бы странно, если бы всё получилось гладко, да? В Приангарье вообще всё что угодно может произойти. Даже затык. Почему-то именно Братску — крупнейшему промышленному городу в регионе — этот затык и прилетел.
В Братске уже полтора года идёт реконструкция взлётно-посадочной полосы. Цена контракта составляет 1,19 миллиарда рублей, деньги выделены из федерального бюджета, значит смотрят за их использованием пристально. Но подрядчик «СоюзСтрой» отстал от графика работ на 8 месяцев.
Замминистра транспорта Ольга Золотарёва на майской сессии заксобрания назвала контракт по реконструкции ВПП в Братске «вымученным». Потому что сложности начались ещё на этапе торгов. Трижды они признавались не состоявшимися из-за отсутствия участников. После этого заказчик работ — «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» — попросил министерство выяснить у местных предприятий, кто бы из них мог выйти на стройплощадку. И только с четвёртой попытки — в конце 2019 года — удалось заключить контракт с «СоюзСтроем».
«Почему не заявлялись? Потому что в проектно-сметной документации было прописано, что приобретение и доставка инертных материалов находится в доступе 5 километров от объекта, естественно, закладывалась определённая стоимость на эти инертные материалы, по качественным характеристикам они отличались. Подрядчик оказался в невыгодном положении, как я понимаю, он возит инертные материалы за 200 километров, и экономика у него пошла не та, которую он предполагал», — объяснила Золотарёва.
По её словам, планировалось расторгнуть договор ещё в конце 2020 года, но исполнителю дали шанс. Ему предлагались различные варианты по ускорению работ, в том числе привлечение субподрядчиков. Правительство даже направило на помощь работников областной дорожной службы. «На сегодня ситуация продвинулась, но не поменялась», — так оценила происходящее замминистра транспорта.
«СоюзСтрой» — опытная компания, работает с 2004 года. По данным «Контур.Фокуса», в 2019-2020 годах стабильно выходила на торги и выигрывала контракты, в основном на ремонт автодорог. Но в 2020-м, как мы помним, строительный сезон попал под гнёт коронавирусных ограничений, и забуксовали все и везде. «СоюзСтрой» тут не стал исключением. В начале 2021-го подрядчику, например, прилетел штраф в 1,4 миллиона рублей за срыв капремонта дороги на улице Баумана.
Но и это не всё. Тогда же стало известно, что фирма является участником картельного сговора вместе с двумя иркутскими МУПами и четырьмя частниками. За последние полгода компания не получила ни одного нового подряда.
И вот теперь итог взаимоотношений с «СоюзСтроем» по Братску — «Администрация гражданских аэропортов» решила всё-таки расторгнуть договор. И перед братским аэропортом тихонечко замаячила перспектива долгостроя.
По данным региональных властей, подрядчик не выполнил 80% пунктов, установленных дополнительными решениями, принятыми в марте вместе с главой Росавиации Александром Нерадько.
«В начале июня проведём встречу с руководством Росавиации и представителями всех заинтересованных сторон, чтобы определить дальнейший план действий. Мы заинтересованы, чтобы этот объект был введён в эксплуатацию в установленные контрактом сроки — до 30 ноября 2021 года», — заявил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Тут, конечно, Игорь Иванович хватанул — за полгода нужно наверстать 8-месячное отставание и войти в график. Видимо, работы будут идти круглосуточно, без выходных, праздников, обедов и перекуров. А может, все — и глава региона тоже — выдохнут и разрешат перенести срок окончания работ? Договориться об этом, думаю, можно и с новым собственником братского аэропорта — структурой «Русала», которая как раз одна из этих «заинтересованных сторон». И, может, тогда хотя бы один повод, сворачивающий кровь, уйдёт.