Вы спросите: «Чё докопалась-то?» А я вам отвечу: нет, не докопалась. Просто наивно, по-девчоночьи, верю, что все вокруг жутко честные, но просто этой честности вечно что-то мешает. Поэтому и планы всегда такие: либо собраны на коленке, либо отложены на потом, когда уже все забудут, либо – хоп! – тихо меняются, потому что ловкость рук и никакого мошенничества.
Колонка впервые была опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 5 сентября.
Планы – это прекрасно, как рычание ёжиков и роса на траве. Особенно, когда планы не лишены конкретики, когда в них можно погрузиться, даже слегка потеряться, главное – не потонуть под тяжестью своих доспехов.
К сожалению, нам, обычным людям, недоступно узнать, как зарождается идея в недрах правительства, как она разрастается из крохотной искры до конкретного поручения или документа. Можно только гадать, читая новости и усмехаясь в рукав кофты, бороду или гаджет. И вот по этим самым новостям можно уже составлять типологию планов Иркутской области (да вообще – любого региона).
Ну, например.
Мой самый любимый вид планов поистине космического размаха. Это когда мысль неудержимо несётся за границы нашей галактики, устремляясь в самые дали Вселенной. Это когда по щелчку пальцев меняются свойства предметов, когда подвластны время и пространство, когда одним только словом можно остановить солнце. Вот такое приводит меня в неописуемый восторг, и хочется петь и танцевать.
Нет, я не сошла с ума. Я просто прочла релиз про «стратегию цифровой трансформации», которую на неделе подписал губернатор региона. И подумала – вот оно, будущее, уже здесь и сейчас. Классическая история: в центре Иркутска деревянные туалеты, а мы готовимся к высадке на Марсе.
Или вот планы, когда воздушные замки всё ещё отстраиваем, но делаем это более приземлённо. Когда есть путь, а про частности говорить рано, но интересно. К такому типу планов относится, конечно, идея реконструировать весь порт Байкал.
Судя по тому, что предполагается учитывать в концепции развития посёлка и Кругобайкальской железной дороги, в регионе появится свой личный «райский уголок». В частности, планируется привести в порядок набережную и причальные сооружения. А мы знаем, что это не сотни миллионов, а несколько миллиардов рублей. И сначала обследования, потом проектирование, потом прохождение экологической и государственной экспертизы, потом заявка на финансирование, потом торги, короче, может, десятилетия на воплощение этой идеи уйдёт. Пока в порту остаётся только ходить на маяк, любоваться ржавыми кораблями, слушать крики чаек и гулять по шпалам.
Или вот планы с конкретикой, но до этой конкретики ещё нужно докопаться. Регион наконец-то подписал с «Газпромом» первый этап программы по газификации. Ура. И шапки-ушанки взмыли в небо.
Знаю, что некоторые сейчас с удовольствием бы щёлкнули меня по носу, потому что я ещё совсем недавно хихикала над программой газификации как над чем-то недостижимым. Пожалуйста, не спешите.
В новости про первый этап есть всего две конкретных цифры. Это период до 2025 года и сумма инвестиций «Газпрома» в 20,6 миллиарда рублей. Но эти цифры не отражают вообще ничего. Например, когда Жигалово, наконец-то, начнёт пользоваться газом? По каким территориям пойдёт газопровод от Ковыкты? Сколько и какой инфраструктуры потребуется построить, чтобы подключить к нему населённые пункты? И откуда на это планируется взять деньги? Ничего. По-прежнему бумажные мечты.
А есть планы ещё интереснее – когда вроде им следуют, но вдруг всё меняется и хочется просто убивать и ты не понимаешь, где находишься. Так произошло с планом по вакцинации от коронавируса. С самого начала прививочной кампании нам сказали, что нужно вакцинировать 1,08 миллиона человек. И ещё совсем недавно Иркутская область перешагнула 50%-й барьер, и за сентябрь мы планировали догрести до 60%. Но совершенно случайно я зашла на страницу губернатора в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) и читаю: «Пока подбираемся к отметке в 50% от целевого показателя».
Дальше больше.
«Сейчас оба компонента получили более 517 тысяч человек. Первым компонентом привились немногим больше 603 тысяч жителей региона. Но для формирования коллективного иммунитета нужно, чтобы вакцину получили 1 млн 437 тысяч 923 человека. Эта цифра — наш рубеж», - написал губернатор.
По данным центра управления регионом, на 5 сентября первый компонент вакцины получили 598 тысяч человек, второй - 515 тысяч, к 7 сентября эти цифры выросли до 601 тысячи и 519 тысяч соответственно.
Протёрли глазки. И теперь считаем: если по первому компоненту, то план выполнен всего на 41,9%, а если по второму – 35,9%. И тут снова вопросы. Когда всё резко изменилось и почему это произошло как-то тихонечко, за дверьми высоких (может, не очень высоких) кабинетов? А главное: когда мы к 50% подберёмся-то?
Эту типологию можно продолжать бесконечно. Как раз под настроение - обрушенная сверху золотисто-хмурая осень. И, слава космосу, ничто не может удержать власть от строительства далеко идущих планов. Главное, чтобы эти прекрасные мечты хоть как-то согласовались с реальностью и не сильно отрывались от земли. А если нет, то айда косплеить «Стартрек». Кого нам бояться?