Летом 2021 года в Иркутске презентовали проект первого в городе гастрономического пространства в формате фуд-холла — ресторана, собранного из нескольких точек общепита различных направлений. Он должен был открыться в Иркутске в ноябре, но по итогу это произойдёт в начале 2022 года. Управляющий директор Eat Market Irkutsk Анастасия Ищеулова рассказала порталу «ИрСити», что можно будет будет на новом фуд-холле и из-за чего открытие отложили.
Проект Eat Market создан московской девелоперской компанией Zemskiy Group, генеральным директором которой является архитектор Владислав Земский. Одно из основных направлений Zemskiy Group — реконструкция и перезапуск фермерских рынков (в частности, Усачёвского и Центрального рынков в Москве).
Иркутск станет четвёртым городом после Москвы, Санкт-Петербурга и Пятигорска, где компания открывает такой фуд-холл. В качестве площадки был выбран торговый центр «Карамель». Площадь ресторана составит 2,5 тысячи квадратных метров, он будет рассчитан на 600 посадочных мест. Как заявлял Владислав Земский летом 2021 года, инвестиции в Иркутск составили около 70 миллионов рублей. Основные затраты связаны с техническим оснащением зала: подведением коммуникаций, оборудованием системы вентиляции для всех корнеров (точек общепита) в отдельности.
Сейчас на пятом этаже «Карамели», где разместится фуд-холл, вовсю идёт ремонт: беседа с Анастасией Ищеуловой идёт под аккомпанемент звуков строительства — стук молотков, шум дрели, разговоры рабочих. Хотя за всем строительным фоном уже просматривается планировка будущего гастропространства.
— Общие строительные работы уже доделаны, мебель и вся техника приобретены и находятся на складах. Скоро завершится «грязная» работа, арендаторам останется оформить и обустроить свои участки, это будет недолго. Дольше шли согласования архитектурных проектов и инженерных систем. Стараемся [завершить все работы] к Новому году, — рассказала Ищеулова.
За несколько месяцев после представления проекта он немного изменился. Если первоначально Владислав Земский анонсировал работу не менее 30 корнеров на фуд-холле, то сейчас их уменьшили до 22. Это связано с тем, что на территории гастрономического пространства появится ещё и ресторан. Он будет вписан в общую территорию, но откроется только весной 2022 года. По словам Анастасии Ищеуловой, его созданием займётся известный московский ресторатор, но кто именно — пока тайна.
Не называются и конкретные бренды, которые будут работать на точках нового фуд-холла. Пока что известно, что около 15% из них представят франшизы московских заведений. Планировалось, что этот процент будет выше, но в итоге его решили уменьшить из-за сложностей с логистикой. Гостям представят кухни различных направлений — гавайскую, восточную, тайскую, японскую, китайскую, европейскую. Кроме того, на новом фуд-холле будут кофейня с выпечкой и два бара — слабоалкогольный и коктейльный, разборная сцена.
— Мы много требуем от предпринимателей — создать архитектурные проекты, продумать обустройство своих условных 15 «квадратов», начиная с размещения сетей и заканчивая выставлением всей техники. За нами — подключение и общее обслуживание территории. Из-за этого возникли сложности — в Иркутске нет подобных проектов, предприниматели не сразу же поняли, как строится работа, к чему нужно быть готовыми. Люди относились к проекту с некоторой осторожностью, но теперь идёт креатив, который мы ждали изначально, — отметила управляющий.
Арендаторы торговых точек были вынуждены согласовывать не только технические и визуальные моменты, но даже своё меню, а на этапе отбора претендентов проводилась дегустация предлагаемых блюд. Предприниматели знакомились с концепцией Eat Market в Москве и Санкт-Петербурге, и, по словам Ищеуловой, увидели, как она работает на практике, в том числе с учётом вводимых ограничений по ковиду.
Она отметила, что предпринимателям точка общепита в подобном фуд-холле выгодна низким порогом вхождения в бизнес: они несут затраты на проектирование, закупку материалов и техники, а также на сами строительные работы, это порядка миллиона рублей. При этом у владельцев точек не должна болеть голова о том, где хранить и заготавливать продукты или как организовать нерабочее пространство, технические зоны и посадку — всё это делает оператор. От рестораторов требуется лишь творить.
— Весь маркетинг и сфера развлечений также за нами. Кроме того, у нас есть своё мобильное приложение, с помощью которого посетители могут сделать заказ с доставкой к столу или на дом. Это удобно и предпринимателям, потому что им не придётся взаимодействовать со множеством различных сервисов, так и гостям — здесь будет представлено много разных направлений, и им не надоест ходить сюда, потому что у них будет возможность каждый раз попробовать что-то новое, — подчеркнула Ищеулова.
Предпринимателю, который рассчитывает попасть со своей точкой в фуд-холл, нужно будет платить фиксированную аренду за корнер и отчислять некоторый процент с продаж. По словам директора проекта в Иркутске, такая схема опробована в других городах и позволяет понять, как хорошо идут дела на точке.
— Будет странно, если от одной точки будет доход менее миллиона рублей. У нас есть понимание по всем нашим маркетам, насколько хорошо идут дела у всех предпринимателей, мы также это видим по показателям, связанным с работой доставок. Да, модель для Иркутска непривычная, но она давно и эффективно работает в других городах, — пояснила она.
Ищеулова не раз отмечала, что появление фуд-холла положительно скажется и на облике всего торгового центра «Карамель». По её словам, владельцы ТЦ сами вышли на московскую компанию и сейчас занимаются обновлением объекта — меняется фасад, в скором времени появятся новые лифты, откроется кинотеатр на четвёртом этаже.
В заключении она добавила, что другие фуд-холлы под эгидой Eat Market неплохо прошли сложные пандемийные 2020-2021 годы, а в минувшем ноябре в Москве даже открылась новая точка.