Мэрия Иркутска в конце прошлого года взялась за корректировку генплана города. Контракт на подготовку проекта внесения изменений почти за 15 миллионов рублей заключен в конце января с омской компанией «Геоника». Результат ее работы должен появиться осенью. Главный архитектор Иркутска Антон Жуков в колонке на «ИрСити» рассказал, зачем нужно менять главный документ градпланирования.
Если говорить о внесении изменений в генплан города, то нужно напомнить, что последний раз это происходило в 2018 году. Работавшая тогда команда мэрии (руководителем города был Дмитрий Бердников. — Прим. ред.) приняла решение сделать генплан более гибким, чтобы дать возможность городу развиваться активнее, быстрее принимать решения и реализовывать проекты.
Можно сказать, что генплан 2018 года особенный. Он сократил количество функциональных зон с более чем 30 до 12, «покрасив» территории крупными мазками. Например, что жилая застройка в центре города, что Сквер Кирова выделены одним цветом. Эта функциональная зона предполагает, что в ее границах можно строить, то есть теоретически можно начать строительство прямо в сквере, хотя на самом деле нет, и сквер, наверное, должен иметь другое функциональное зонирование.
В 2018 году такой поход был адекватным. Сейчас, по прошествии 5 лет, стало понятно, что этот подход нужно корректировать, потому что генплан слишком многое делегирует правилам землепользования застройки. ПЗЗ — детализирующий документ, который конкретизирует назначение отдельных территорий. Они так же, как и генплан, утверждаются решением думы.
Использование генплана, утвержденного в 2018 году, привело к тому, что темпы застройки частных территорий стали опережать темпы развития социальной и транспортной инфраструктуры, роль градостроительной мысли ушла на второй план перед идеей бизнеса.
Соответственно, для того чтобы привести эту систему в какой-то баланс, принято решение внести изменения в генеральный план и сделать его рамки чуть более строгими.
Вместе с тем сейчас разрабатывается стратегия социально-экономического развития Иркутска, в которой определяются подходы к пространственному развитию города, и внесение изменений в генплан мы запараллеливаем с этим процессом. Речь идет о развитии полицентричности Иркутска, идеях 15-минутного города, улучшения связанности территорий. Эти идеи уже выкристаллизовались в стратегии развития города, теперь мы будем их перекладывать в генплан, который должен стать инструментом реализации этого документа.
Как может быть отражена идея полицентричности города в генплане? Что нужно сделать? Определить, что необходимо создание районных и микрорайонных центров, подкрепив это функциональным зонированием, то есть мы должны способствовать развитию общественной функции в районах за границами административного и исторического центра.
Что касается инженерной инфраструктуры, нам в обязательном порядке нужно интегрировать наши проекты по развитию Знаменского предместья, Мельниковской промзоны в генплан. Генеральный план во многом определяет вектор развития инженерной инфраструктуры — создание второго теплоисточника, строительство основных магистралей, путепроводов, очистных сооружений и так далее. В целом в составе генплана должны актуализировать схемы водоснабжения и теплоснабжения Иркутска.
Я рассчитываю, что, помимо всего прочего, мы в генплане хотя бы пунктиром прорисуем новые мосты — через Ушаковку, Иркут, Ангару. Если такие объекты появятся в генплане, то затем это будет зафиксировано и в нижестоящих документах — в проектах планировки появятся для них развязки, будут установлены красные линии.
Мы хотим более строгого градостроительного регулирования, чтобы генплан определял, по какому вектору и какие территории должны развиваться, и уже ему подчинить все нижестоящие документы и, соответственно, решения проектирующих и управляющих структур в городе.
А вы понимаете, зачем нужен генплан города?