Всё лето 2022 года нижний ярус Нижней набережной был закрыт, там проводили благоустройство (кажется, даже с большой буквы Б): перекладывали плитку, делали велодорожку, сажали деревья, ставили лавочки и перголы с качелями. Ремонтом занимались муниципальные предприятия, работой которых (по идее) мы должны гордиться. В итоге же получились вариации на тему ЖКХ-арта с претензией на столичный лоск. И аллея обрубленных серебристых тополей, которые просто не прижились, хотя садил их «Горзеленхоз».
Контракт на благоустройство Нижней набережной в 2022 году выиграл муниципальный «Иркутскавтодор». На этапе конкурса он предложил за выполнение этих работ 75,66 миллиона рублей, впоследствии сумма контракта была увеличена до 77,3 миллиона (это выше даже начальной цены контракта). «Иркутскавтодор» передал весь контракт на субподряд муниципальному «Горзеленхозу».
Нижнюю набережную я полюбила в 2020-м, когда купила самокат. Оказалось, что удобно гнать туда из дома по Декабрьских Событий, а потом смотреть, как солнце медленно умирает за горизонтом. Очень красиво и медитативно.
Тогда, в 2020-м, на набережной было освещение только на верхнем ярусе, а на нижнем, кажется, не было ни одной скамейки (или были, но мало), плитка проваливалась куда-то вниз, в Ангару, и было очевидно, что ей нужен ремонт.
В задумке работы на нижнем ярусе действительно выглядели увлекательно: высадка деревьев, освещение, качельки. Вздыхая в прошлом году над разобранной набережной, я представляла, как уютно устроюсь в тени серебристого тополя и буду читать книжку этим летом.
Что ж. Прекрасная картина, которой не суждено сбыться в ближайшие лет 10 (а то больше), потому что высаженные «Горзеленхозом» деревья не пережили зиму.
Может быть, именно состояние деревьев (к ним еще вернемся в этой колонке) стало отправной точкой, после которой я стала внимательно приглядываться к ремонту на набережной. Например, асфальтовая велороллерная дорожка.
Во-первых, по ней никогда не разъедутся два человека, при встречном потоке кому-то всё равно нужно будет выезжать на пешеходную часть. Я, например, всегда уступаю едущему навстречу и немножко громыхаю по плитке на самокате: просто страшно, что тот, второй, не уступит и будет поздно. Во-вторых, в некоторых местах на ней появились короткие невысокие (пока, вероятно) волны, один участок — прямо рядом со спуском от Вечного огня.
В июне на набережной вовсю шаталась плитка. Сейчас ее переложили, видимо, в рамках гарантийных обязательств, то тут, то там видны следы работ, но она всё еще мелодично звенит и постукивает, если наступить не на ту. Кажется, это не то качество ремонта, которое можно назвать образцово-показательным. А именно такими, по словам главы комитета городского обустройства Сергея Черткова, должны быть работы, которые выполняют муниципальные предприятия.
Отлично пока еще выглядят скамейки и перголы с качелями, но вот урн не хватает катастрофически (или частоты их уборки): вечерами все через край, а бумажки летят по ветру.
Фонари по старой иркутской традиции установлены так, что их основание находится выше тротуара. Не все, конечно, примерно через раз. Не знаю, в чём сложности утопить основание столба в плитке.
В одном месте, в районе «Фортуны», в свежеуложенном асфальте уже появилась яма, в которую, конечно, бросают всякий мусор — урн-то не хватает.
Отдельная боль — деревья. В прошлом году на набережной высадили 83 серебристых тополя, почти 70% деревьев погибли, рассказали нам в мэрии. Кажется, что приживаемость около 30% — это не то, что ожидаешь увидеть, когда саженцы высаживает предприятие с названием «Горзеленхоз». Сейчас — к середине июля — высохшие деревца спилили, оставив короткие столбики высотой примерно от 10 сантиметров до метра. От корней вверх стремятся робкие побеги.
В июне мэрия обещала, что до 15 августа подрядчик поменяет погибшие саженцы (те самые почти 70%, следовало из ответа на наш запрос), но то состояние, в котором они находятся сейчас, вызывает подозрение, что менять не будут, а оставят так: мол, сами вырастут, что-то же там зеленеет.
Так иркутяне вместо запланированных по контракту деревьев получат что-то, больше напоминающее траву и кустарники. Вот как, например, выглядят очень похожие на серебристые тополя «кусты», выросшие в похожей ситуации от обрезанных засохших стволов на улице Тимирязева. Им для этого понадобилось около 5 лет — хожу тут каждое лето.
Стоит отметить, что на улице Карла Маркса полутораметровые саженцы хорошо прижились. Там работало, правда, не муниципальное предприятие, а частный подрядчик, «Межотраслевая компания Сибири», который высаживал не тополя, а липы. По информации архитектора Сергея Демкова, который разработал проект благоустройства, на Карла Маркса прижилось 90% высаженных деревьев (121 саженец из 134).
Вот так сейчас выглядит улица Карла Маркса.
А вот так — Нижняя набережная.
Сама по себе аллея серебристых обрубков вызывает только жалость — к саженцам, к городу, к себе. Но отдельно раздражают на этом фоне еще и те «клумбы», в которые они высажены, потому что вместе с пластиковыми трубами по краю всё это выглядит как слегка продвинутый ЖКХ-арт: когда деревья или цветы во дворах сажают в старые автомобильные шины.
Вот, например, деревья в автошине.
А вот высадка деревьев на Нижней набережной.
Вот снова дерево, выросшее в автошине.
А вот — высаженное в «клумбу» с резиновым бортом на набережной. Найдите 10 отличий.
Напротив Вечного огня пространство у деревьев засадили цветами, и в обрамлении пластиковой трубы они еще больше напоминают облагороженный вариант клумбы в шинах. Сравните.
Долго думать, из чего сделаны пластиковые борты на клумбах, не приходится (больше всего похоже на обычные трубы). Это объект пристального внимания вандалов, поэтому их вырывают из основания и кромсают в капусту, что еще больше портит и так неблистательный внешний вид.
Я могу подобрать очень резкие слова для благоустройства на Нижней набережной, но кажется, что фотографии говорят сами за себя. Думаю, что Иркутск (и иркутяне) не заслужил такого отношения. Кроме того, город, который пытается позиционировать себя как туристический центр, не может себе позволить обрубки в одном из самых туристических мест и пластиковые трубы вокруг клумб.
Нижняя набережная могла бы стать одним из знаковых мест, но сюда стыдно привозить людей из других городов: если только горько иронизировать над отношением чиновников к Иркутску или краснеть за них, а не хочется делать ни того, ни другого.
Нравится ли вам благоустройство на Нижней набережной?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.