Новый трамвай, который поступил в Иркутск этим летом, курсирует по улицам города около недели. Его можно увидеть на самом коротком маршруте — от центрального рынка до Волжской. На прошлой неделе мы протестировали вагончик в деле и в целом остались довольны. А пока катались, решили посмотреть, какие трамваи ходят в других городах. Скажем сразу, в одних случаях мы вздохнули облегченно, а в других — нас, что называется, бомбануло.
Но для начала немного об иркутском приобретении. Как сообщали в мэрии, вагон способен вмещать до 150 человек. Он обошелся городскому бюджету в 16,6 миллиона рублей. За эти деньги мы получили внешнюю и внутреннюю обшивку, электронную систему управления тяговым приводом двигателей, систему видеонаблюдения, кондиционер, салон с переменным уровнем пола и выдвижным пандусом. Но действительно ли вагон новый?
Портал «ИрСити» выяснил, что использовалась старая модель — 71–605 (или КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода, но все детали действительно свежие. Кроме того, для вагона в иркутском депо были собраны новые тележки. После сборки вагон прошел обкатку по всем направлениям и после этого стал ходить по маршруту № 3. Как показал журналистский тест-драйв, вагон не такой тихий, как хотелось бы, но это зависит не только от него, но и от состояния путей.
Красота, правда? А теперь посмотрим, что «творится» в других городах. Например, в Волгограде. Там основу парка составляют чехословацкие Tatra.
Но есть и красотища. В 2018 году Волгоград получил 20 новых вагонов (закупали специально к чемпионату мира). Смотрите, какие красавчики. Это, кстати, тоже производство Усть-Катавского завода.
Надо заметить, что в Волгограде с 1983 года существует скоростной трамвай. В июне 2023-го его закрыли на реконструкцию. Планируется модернизировать 34 километра пути из 128, трамвайное депо № 3 в Красноармейском районе и отремонтировать 11 тяговых подстанций. Две из них — с полной заменой оборудования. Кроме того, будут объявлены аукционы на покупку 62 трамвайных вагонов с поставкой в начале 2024 года. Предполагается, что город получит 12 трехсекционных трамваев и 50 одинарных вагонов. А технику, которая сейчас обслуживает пассажиров, отправят на капитально-восстановительный ремонт.
Иркутск пока может только мечтать о скоростном трамвае, хотя в генплане пытался и визуализировать эту линию. В 2020 году была информация о том, что «линию скоростного трамвая» планируют создать в районе улиц Фридриха Энгельса, Декабрьских Событий и Рабочей к 2030-му.
К чемпионату мира 2018 года, кстати, трамваи обновлялись не только в Волгограде, но и в Самаре, где этот вид транспорта работает аж с 1915 года.
Но большая часть парка — это всё та же Tatra. Она трудится на улицах города с 80-х годов.
В целом трампарк в Самаре довольно «цветастый».
Мечты о скоростном трамвае планируют реализовать в Новосибирске. Его намерены запустить до конца этого года, для этого прокладывают новые рельсы. А в начале этого года там замыслили модернизацию вагонов 605-й модели.
Теперь перемещаемся в Уфу. Потому что нужно выдохнуть хоть маленько.
Здесь трамвайная система существует с 1937 года. Сейчас уфимский трамвай представлен в основном моделями 71–608К (КМ) из Усть-Катава 1992–1993 годов выпуска. Есть еще модели 71–623–02 — это более современные трамваи — 2012 года постройки, более удобные. Есть вариации чешского трамвая Tatra. Причем некоторые из них ранее использовались в Германии, а в Уфу приехали в начале 2000-х годов. Эксперты говорят, что в городе критический износ не только парка, но и инфраструктуры. Четыре года назад степень износа трамваев оценили в 98%. В Иркутске, напомним, он составляет 77%.
Наши коллеги из UFA1.RU поделились фотографиями трамвайных путей. И мы вдруг поймали себя на мысли, что Уфа куда ближе к Иркутску, чем думалось раньше.
Еще одна блестящая история — из Челябинска, где с 2019 года начали выводить на линии низкопольные трамваи, но они очень трудно «приживали» из-за высокой степени изношенности путей. А через два года в город начали поступать новые вагоны от всё того же Усть-Катавского завода.
А что в Красноярске, на который Иркутск так болезненно реагирует и вполне себе открыто пытается ориентироваться? А там тоже реализуется программа модернизации. Трамвайное предприятие здесь на несколько лет младше нашего. В 2021 году федеральный бюджет выделил 2 миллиарда рублей на покупку новых трамваев. Тогда основной парк составлял милые и нашему сердцу вагоны модели 71–605. А потом появились «Львята». Также по улицам курсируют известные нам бежевые вагоны 619-й модели (те самые, что списывали в Москве и отправляли в регионы) и симпатичные питерцы ЛМ-2008.
В Екатеринбурге не только закупают красивые вагончики «Львята», но и даже строят новые пути. Сейчас идет первый этап строительства ветки из Академического в центр.
Интересно, что «Львята» есть и в Улан-Удэ, у наших соседей по Байкалу. В 2019 году закупили полтора десятка таких красивых вагонов. До того времени износ парка составлял 90%. Вот что делает волшебная «дальневосточная субсидия». Интересно, а до Иркутска они доберутся когда-нибудь? Риторический вопрос.
Ну а теперь просто посмотрим, что ездит по Москве. Посмотрим и внутренне погорим. Это то, что недоступно сейчас никому, — «Витязи».
Вообще в Москве на линиях бегают 540 вагонов. В списке пассажирских моделей всего четыре типа: «Витязь-М», «Львенок», Pesa Fokstrot и модель 71–623–02. Последняя — это изделие отечественного Усть-Катавского завода. Они выпущены в 2012–2013 годах, что, по московским меркам, старовато. Вероятнее всего, они в скором времени пойдут на списание.
А вот легендарные «Татры» в столице уже экспонаты, напоминающие о том, как далеко ушагал прогресс.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.