Каждый год с наступлением холодов, когда приходит пора обрабатывать дороги и тротуары противогололедными смесями, в соцсетях возникают споры, насколько эффективны эти вещества и не вредят ли они нашим подошвам и автомобилям. А с потеплением, когда под нашими ногами и колесами возникает месиво из снега и грязи, интернет-пользователи начинают негодовать, снова недобрым словом вспоминая дорожников.
Редакция «ИрСити» решила с этим разобраться и узнала, что именно используют в Иркутске для борьбы с гололедом и насколько агрессивны и опасны эти вещества. Мы поговорили об этом с биологами, врачом и экспертом Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
- Что же сыплют на дороги и тротуары Иркутска?
- Эффективны ли соли для борьбы с гололедом?
- Чем вредны соли для окружающей среды?
- А для человека это опасно?
- Есть ли альтернативы?
Что же сыплют на дороги и тротуары Иркутска?
За ответом на этот вопрос мы пошли, конечно же, в администрацию Иркутска. В мэрии рассказали, что в городе зимой применяют отсев, щебень и пескосоляную смесь.
— Метод борьбы с гололедом с применением фракционных материалов (песок, отсев, щебень) прост, однако у него есть недостатки: они не задерживаются на проезжей части, требуется частая обработка дорог и использование большого количества пескоразбрасывателей, а расход на один квадратный метр составляет до 700 граммов. Комбинированный метод с применением пескосоляных смесей наиболее распространен, так как смеси не слеживаются и не смерзаются, — отмечают в администрации Иркутска.
Пескосоляная смесь, которую смешивают на производственных базах, состоит из 90% природного песка и 10% соли. Всего в Иркутске с начала 2024 года уже использовано 3,2 тысячи тонны противогололедных материалов. В 2023 году на дорогих и тротуары города высыпали 43,6 тонны разных видов вещества, а в 2022 году — 50,4 тонны.
Чего в Иркутске этой зимой для обработки дорог не использовали, так это жидкие хлориды — или, проще говоря, рассол. А вот в предыдущие годы им обрабатывали проезжие части и тротуары. Брали его в Иркутской области — это природный рассол Знаменского месторождения в Жигаловском районе. Это смесь хлоридов, основными компонентами которой являются хлорид кальция и магния, получивший название «Айсбрейк».
В мэрии отметили, что иркутский институт химии имени Фаворского СО РАН проводил исследования для применения этого рассола. О результатах в администрации не сообщили, но, очевидно, всё было в пределах нормы. Правда, исследования эти проводили еще в 2014 году, сообщили «ИрСити» в научном учреждении.
Эффективны ли соли для борьбы с гололедом?
В администрации Иркутска признают: соли — и твердые, и жидкие — конечно агрессивны и негативно воздействуют на окружающую среду. Учитывая это, рекомендуемые объемы их использования ниже предельно допустимых норм по требованиям охраны природы и окружающей среды, добавили в мэрии.
Но совсем отказаться от солей, считают власти, невозможно — без их использования якобы нельзя оперативно обеспечить нормальные дорожные условия зимой в городе, а технические средства, позволяющие при любых погодных условиях обеспечить безаварийное движение транспорта, еще не разработаны.
— Попытки отказаться от хлоридов для борьбы с гололедом предпринимались во многих странах, однако стоимость зимнего содержания при этом увеличивалась в три раза и более вместе с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, — говорят в администрации Иркутска.
В Москве между тем от пескосоляной смеси отказались вообще, поскольку песок, наоборот, способствует образованию колеи на дороге, а еще засоряет ливневые стоки. Как объясняет исполнительный директор Национальной ассоциации зимних дорог Юлия Антонова, этот материал используют только спустя 40 минут после начала снегопада.
— Песок как в чистом виде, так и в составе пескосоляной смеси, не обладает плавящей способностью. То есть его нельзя использовать для превентивной обработки дорог, и он не способен предотвратить гололед при переходах температур через 0 градусов, ледяном дожде и прочих погодных явлениях, которые подразумевают образование льда, — говорит она.
Плоха пескосоляная смесь и в борьбе с ледяным накатом — она просто не может его разрыхлить, чтобы затем можно было расчистить асфальт. А между тем накат и колея спустя 3–6 часов после снегопада — это нарушение ГОСТа по эксплуатации и содержании дорог.
— Всего через час после обработки дорог пескосоляной смесью, на них остается лишь 30% песка: ветер и воздушные потоки от проезжающих автомобилей быстро сдувают песок и подобные материалы с дороги и разносят его по обочинам, что приводит к появлению грязи, загрязнению окружающей среды и создает необходимость проведения повторных работ, — объясняет Юлия Антонова.
Чем вредны соли для окружающей среды?
Как отметила Юлия Антонова техническая соль, которую используют в пескосоляных смесях, — очень коррозийный и токсичный материал, способный оказывать разрушающий эффект на бетон и дорожные покрытия, металл. То есть от нее страдают и дороги, и автомобили. Что уж говорить о подошве обуви.
— К тому же это одно из самых агрессивных веществ с точки зрения влияния на окружающую среду. Если пескосоляная смесь попадает с брызгами снега на газоны, она воздействует на них значительно жестче, чем современный реагент, приводит к засолению почвы, — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
От солей, в первую очередь, действительно страдает трава, но не только, рассказал корреспонденту «ИрСити» кандидат биологический наук, доцент, завкафедрой ботаники ИГУ Андрей Лиштва. В долгосрочной перспективе это касается и кустарников, и деревьев.
— Влияние посыпки на дороги, конечно, сказывается на растениях отрицательно. Причем из-за того, что ее используют в зимнее время, когда растения находятся в покое, это влияние оказывается опосредованным, через почву. В первую очередь, это заключается в ее сильном засорении. Это приводит к тому, что сама по себе засорённая почва становится ядовитой для растений, потому что они не могут поглощать почвенный раствор, который превращается в рассол, — говорит он.
Очень сильно страдают хвойные голосемянные (к ним относятся, например, сосны, ели, лиственницы), из-за того, что у них практически нет собственных корневых волосков, и все они поглощают почвенные растворы за счет грибов. При засорении почвы грибница полностью отмирает, и, как следствие, растение, даже находясь в достаточно обводнённой почве, засыхает. Причем этот процесс довольно быстро происходит, добавляет Андрей Лиштва.
Есть негативные последствия и для животных. В основном это касается, конечно, кошек, которые обитают на улице, и собак — как бездомных, так и домашних. Дело в том, что соли, которыми посыпают дороги и тротуары, могут образовывать микротравмы на подушечках лап — довольно незащищенной области у животных. А если на них уже есть трещины, то соли приводят к инфекциям, говорит заведующий кафедрой зоологии позвоночных и экологии ИГУ профессор Аркадий Матвеев.
— Если воздействие постоянное, то заживлению это не способствует. И, конечно, мытье лап после прогулок — это хорошая профилактика. Есть некоторые виды собак, которым даже не рекомендуют выгуливать без специальной обуви в тех местах, где сыплют соли. Они даже ходить не могут там, им больно и щиплет, — добавляет он.
Кроме этого, собаки имеют обыкновение есть снег. Если соль через снег попала в желудок, это вызывает негативные последствия — вплоть до заболеваний, гастрита, раздражений кишечника, желудка, диарею.
А для человека это опасно?
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог отмечает, что песок, который используется в составе пескосоляной смеси, — абразивный материал, из-за которого быстрее стираются шины и асфальт, а в результате в воздух попадают вредные для человека вещества — остатки резины, битума, нефтепродуктов.
Более того, за зиму песок впитывает в себя вредные вещества в высоких концентрациях, в том числе тяжелые металлы.
— Весной он поднимается в воздух, загрязняя его: песчаные, пылевые бури стали привычными в некоторых городах России (например, в Санкт-Петербурге). Это снижает иммунитет, может вызывать онкологические заболевания, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к обострению заболеваний дыхательной системы, раздражению слизистых, конъюнктивитам и появлению аллергических реакций, — говорит Юлия Антонова.
Развитие аллергий может быть связано с тем, продолжает она, что при накоплении пескосоляной смеси на обочинах появляются бактерии, споры грибов, и весной все эти частички поднимаются с пылью в воздух.
Главный внештатный специалист — пульмонолог Министерства здравоохранения Иркутской области, аллерголог Ирина Трофименко также подчеркивает, что песок — это оксид кремния, при его разрушении могут образовываться мелкие частицы.
— Их количество будет расти кратно по мере увеличения этого песка на дорогах. Теоретически, вдыхание кремнеземной пыли связано с пылевым бронхитам и легочным фиброзом (вариант пневмокониоза), — говорит она.
Есть ли альтернативы?
Юлия Антонова отмечает, что согласно ГОСТу дороги в населенных пунктах должны очищаться до «черного асфальта» с хорошо различимой разметкой, а добиться этого можно только с помощью реагентов, но современных, с плавящей способностью.
Принцип их действия одинаков: при соприкосновении реагента со снегом или льдом соль разрушает связи между молекулами. Снег тает и не укатывается под колесами автомобилей, а лед превращается в воду. Из-за того, что вода становится соленой, температура ее замерзания может снизиться до -20 градусов и ниже в зависимости от состава реагента.
— Мы всегда выступаем за то, чтобы в городах проводилась превентивная обработка дорог, поскольку она помогает предотвратить образование гололеда. До выпадения осадков дороги следует обработать твердыми двухфазными противогололедными реагентами, а тротуары и дворовые территории — комбинированными материалами с содержанием мраморной или гранитной крошки либо отсевов дробления с крупной фракцией от 1–5 миллиметра с нормой расхода от 150 граммов на квадратный метр. Проводить работы стоит не раньше чем за два часа, но и не позже чем за один час до выпадения снега или наступления ледяного дождя, — говорит Юлия Антонова.
Но даже после образования наката реагенты позволяют его разрушить, а оставшийся рыхлый снег потом легко убирается с помощью спецтехники. В зависимости от вида материала и толщины льда процесс его растопления может занять от 15 минут.
После того, как осадки прекратились, продолжает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, следует сразу же начать обработку дорог и тротуаров твердыми противогололедными реагентами.
— В целом реагенты работают быстро, эффективны при низких температурах, их можно использовать превентивно и при любых погодных условиях. К тому же после использования реагентов не остается грязи, если не смешивать их с песком, — заключает Юлия Антонова.
В отличие от природного рассола, который в основном состоит из хлорида кальция и магния, современные реагенты содержат их в минимальном количестве. Хлорид кальция, кстати, наносит наименьший вред природе и является одним из лучших противогололедных реагентов, может работать при экстремальных морозах — до -35 градусов — и к тому же сравнительно недорог.
— Но чистые хлорид кальция и хлорид магния способствуют образованию на транспортных средствах «липкой» грязи, что очень опасно, так как такая «пленка» может стать причиной появления ржавчины и ухудшения сцепления колес с дорогой. Хлорид кальция также способен вызывать раздражение на коже человека, — отмечает эксперт.
А хлорид магния, например, используют в сельском хозяйстве для ускорения усыхания растений и борьбы с сорняками. То есть для растительности он очень опасен. В составе современных регентов недостатки хлоридов минимизируют за счет, например, формиата натрия, который имеет коррозионную активность на уровне водопроводной воды.
— Он гораздо меньше, чем чистые хлориды, портит обувь и одежду, а также быстрее выводится из почвы при попадании в нее, — резюмирует Юлия Антонова.