Академгородок всегда считался одним из лучших районов Иркутска — здесь несколько крутых школ, научные институты, обалденная роща и зашкаливающий уровень интеллигентности местных жителей. Жизнь метнула меня с правого на левый берег Ангары. И теперь я собственной кожей чувствую, как же «весело» в городе с общественным транспортом и почему хочется большего. Считайте эту колонку официальным обращением к мэру Руслану Болотову.
Начну с предыстории. Отношения с Иркутском у меня давние и глубокие, как коренной житель Студгородка я смотрю на город как бы чуточку со стороны (хотя наш микрорайон отнюдь не окраина), потому что пульс лучше чувствуется в центре. Забавно, что у нас до сих пор сохранилось это странное выражение — «поехать в город». Благодаря тому что большую часть своей жизни я прожила здесь, я знаю во всех красках, каково это ехать в часы пик с одного берега на другой. Раньше я даже легко могла определить, где мы едем, не смотря в окна, — по кочкам, по кочкам, по маленьким, по большим, по огромным.
За 20 лет мало что изменилось в плане инфраструктуры. Конечно, местами вырубили деревья, добавили полос на Лермонтова, переложили асфальт и убрали кочки-маячки, но это всё перекрыл ежегодно увеличивающийся поток автомобилей. Раньше, например, не было такой дикой пробки на Лермонтова в Академгородке. Да и развязки Академического моста не вызывали нервную икоту утром и вечером. Потом в какой-то момент стали замечать это узкое «горлышко» на Жуковского, это нетерпение некоторых автомобилистов поскорее сорваться с горочки и мчаться на всех парах к политеху, это «великое стояние» в районе Улан-Баторской. Сюда до кучи добавилось веселье на Чкалова и на курорте «Ангара», через которое проходили все, кто ехал из центра в Студгородок и Академгородок, пока не запустили какое-никакое движение по новейшему мосту.
Поэтому да, я знаю, что такое стоять жалкой шпротиной в переполненном автобусе и, скрестив пальцы, надеяться, что уж в этот-то раз удастся проскочить. Не удавалось никогда.
Два предыдущих года я жила на Байкальской и откровенно кайфовала от того, как классно уезжать с Волжской на трамвайчике каждое утро: 20 минут неспешной качки по рельсам вниз — и вот ты уже на центральном рынке. А оттуда до редакции — какие-то минуты. Обратно — чуть дольше, но зато какой ассортимент транспорта в твоем распоряжении! К хорошему очень быстро привыкаешь: к ловким маршрутчикам, к упорным трамвайчикам, к горке, в которую так приятно зайти пешком, в конце концов. Это была почти что жизнь в центре города, в ритме его пульса.
Но вот я здесь, в одном из самых зеленых и спокойных районов Иркутска, на краешке Академгородка с его горочками, цветочками, яркими двориками, старенькими лесенками и неспешными пешеходами. Я дышу полной грудью, поворачиваюсь то лицом, то спиной под ветер с Ангары, утром и вечером смотрю по небу потрясающее «кино», ведь у меня почти самые лучшие места для этого. И постоянно ощущаю такую тяжесть от того, что мне надо выходить из дома и топать на маршрутку.
Признаюсь, я всего дважды ездила из Академгородка через Глазковский мост и каждую минуту жалела о своем выборе, потому что не понимала, зачем нужно было так страдать. И примерно столько же каталась из центра в Академгородок на привычном 80-м. Это были вечерние поездки, которые длились по 50 минут. Всё это время ты будто бы снимаешься в не самом увлекательном ролике об уставших людях, о тяжелых сумках и неудобных креслах, о духоте, о болтанке на каждой кочке. В таких условиях сложно проводить время с пользой, например читать книжку. Поэтому тупо глазеешь на людей, в окно, в пространство, в себя и не находишь там ничего, кроме безнадеги. Нет, ездить так с работы домой — это издевательство над самим собой. Я не хочу терять драгоценные минуты своей жизни.
Вот так я думала и бежала на центральный рынок, на остановку возле площади Павла Чекотова, чтобы воспользоваться прекрасной возможностью и перемахнуть через Ангару в два, в пять, в двадцать пять раз быстрее, чем на 80-м. Главное — преодолеть улицу 3-го Июля, обычно запруженную автомобилями вечером после работы. А нет, еще отстоять очередь. И не упасть в обморок от жары.
Несмотря на все эти приметы иркутского общественного транспорта, я благодарна всем и каждому, кто добился запуска маршрутов через Академический мост. Вы, милые мои, наверняка даже и не подозревали, как счастливы жители левобережья. Как счастлива я. Каких-то 10 минут — и я почти дома. Это фантастика. Особенно, если вспомнить, как долго и упорно можно толкаться на 80-м, 90-м и других маршрутах, которые едут в Глазково через одноименный мост.
Этим летом я открыла для себя марковский 419-й маршрут. В общем чудесный, но с убийственными белыми маршрутками. В жару в них не стоит соваться. Даже не подходите к ним! Берегите свое здоровье. То ли мне так везет по жизни, то ли просто лыжи не едут, но водители упорно отказываются открывать верхний люк в этих адских машинках. В них есть форточки, но всего полторы штуки на душный салон, и те — у водителя. Я прекрасно знаю этих белых всадников духоты — такие же ездят на Байкальскую, так что я уже накаталась на них вдоволь.
Есть подозрение, что 419-й ездит по расписанию. Поэтому сначала ты выпекаешься на солнышке в очереди, потом, заняв сидячее местечко, ты паришься в маршрутке еще минут 20, пока водитель болтает с кем-то, курит и так далее. После этого мокрые все — даже яблоки и помидоры, с которыми периодически ездят женщины. На хоть какую-то прохладу можно надеяться только на Академическом мосту. Получается быстро, но мокро.
Примерно та же история обстоит с 83-м, потому что часто время его прибытия совпадает с приездом 419-го. И поэтому зачастую попадаешь на тот, который оказывается менее заполненным. На 83-м работают микроавтобусы, поэтому вся эта парилка тоже обеспечена. По утрам, кстати, полегче, может, потому что прохладнее? Если так, то рекомендую ездить на 419-м или 83-м только по утрам и только после 9 часов, когда основная масса людей уже давно уехала на работу (до 9 уезжаешь всё в той же позе кильки в масле). Вечером не надо.
Но есть у меня любовь — 22-й маршрут. По нему ходят нормальные большие автобусы. Да, в них нет кондиционера. Но в них много места и пассажиры могут не касаться друг друга, могут не дышать друг другу в затылок, могут не испытывать друг к другу ненависти просто из-за защиты личного пространства. Автобусы тоже придерживаются расписания, но, к счастью, не выстаивают парилку на центральном рынке. Поэтому можно хотя бы в теории подгадать время и прийти на остановку прямо к моменту его прибытия.
Вы знаете, у меня даже настроение улучшается, когда я еду в 22-м. Как на гигантском корабле, мы рассекаем жаркий воздух, плывём по Академическому мосту, качаемся на асфальтовых волнах. Я мечтаю, чтобы по Академическому мосту ходили вот такие автобусы — большие, пусть и не самые новые. Но людям в них проще и спокойнее. А белые маршрутки, уж простите, но нужно оставить где-то на свалке — это убийцы терпения и человеческого отношения к такому же пассажиру, как и ты.
К счастью, есть альтернативы. Можно на том же центральном рынке сесть на милую моему сердцу «единичку» и долго и упорно прорываться сквозь поток машин. Правда, трамвай доходит только до политеха — там «конечка» у этого маршрута. Дальше пешочком — не спеша можно дошлепать за 20–25 минут. Сейчас лето, и шлепать более-менее приятно, пусть даже после сложного трудового дня, когда хочется просто лежать и смотреть в потолок. Есть троллейбус, большой и спокойный «рогатый», заветная «пятерка», но нужно обладать тонким чутьем, чтобы поймать ее. Есть 4-я маршрутка и несколько других (кроме 419-го) марковских автобусов, которые часто выручают тех, кто подолгу ждет на остановке «Академическая».
При всём кажущемся многообразии через Академический мост идет слишком маленькое количество маршрутов. Я перепробовала почти все. И теперь мечтаю видеть примерно такую же «свалку», какая есть с маршрутами, которые едут через Байкальскую в сторону Солнечного и Юбилейного. Их бесконечное множество, они постоянно сменяют друг друга, они не стоят по 20–30 минут выжидая непонятно что, и в принципе можно быстро уехать (только нужно либо стоять в правильной очереди, либо чувствовать, когда она вот-вот готова ринуться к другому, не своему, маршруту).
Поэтому да, нужно либо больше маршрутов, либо больше машин. Только уберите с улиц микроавтобусы. Или пропишите в требованиях автомобили большого класса. Сделайте расписание более разумным и гибким. Не заставляйте пассажиров, многие из которых пожилые, страдать от духоты и тесноты. Просто представьте, что они испытывают каждое лето и что их всех ждет зимой, когда маршруток меньше (не все выходят в морозы) и когда люди в два раза объемнее (потому что на них пуховики и шубы). Я представляю и надеюсь, что выживу.
А если представить сложно, протестируйте несколько маршрутов в часы пик, постойте в позе ушибленной пчелы, упираясь лбом в чью-то руку, а спиной — в чей-то пакет с селедкой. Уверяю, резко захочется либо в большой автобус, либо сразу домой.
Может, и с развитием неудобных развязок Академического моста дело быстрее пойдет.
Согласны с автором?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.