Мне иногда кажется, что любить свой город, если ты живешь в провинции, и не хотеть из него переехать — это что-то дико немодное. Если ты не мечтаешь перебраться в яркую и вечно неспящую Москву или серый и мокрый от слез поэтов Питер, то у тебя как бы по умолчанию нет карьерных или творческих амбиций. Это значит, ты и у себя на родине так себе специалист или художник, вот и сидишь в своей «деревне». Но я искренне и всей душой люблю Иркутск и не хочу отсюда уезжать. В этой колонке мне хочется заступиться за наш город.
Время от времени в Иркутск приезжают блогеры и путешественники, которые начинают ругать наш город. Некоторые даже называют его худшим (после Тюмени) городом России, потому что у нас плохие дороги. Кое-кто из местных возмущается по поводу такой резкой критики, другие же, наоборот, подкидывают в эту топку еще дровишек. Люди ругают общественный транспорт, дорожную сеть, благоустройство, и я даже не стану с этим спорить — в Иркутске хватает проблем. Но.
Я считаю, что Иркутск не виноват в том, что он не слишком опрятен и чист. Просто его «растят и воспитывают» не любящие «родители», а на вид приличные, но слишком уж равнодушные «опекуны», которые ввязались во всё это ради пособия, а не от большой любви. Потому и подзабили на всё, что в городе происходит. Если и делают что-то, то чаще спустя рукава.
Иркутск — старинный и многогранный, в нем много красивых исторических зданий, про которые мы рассказываем и в проекте «Исчезающий Иркутск» и время от времени любуемся в своих колонках, фоторепортажах и даже просто в личных соцсетях. И чем чаще я уезжаю из Иркутска, тем сильнее его люблю и хочу сюда возвращаться.
Возможно, в этом случае срабатывает то же ощущение, те же эмоции, которые бывают, когда ты приезжаешь в родительский дом. Какой бы навороченной и дизайнерской ни была твоя собственная квартира, она никогда не сравнится с домом, где живут твои самые близкие люди. Даже если у них на кухне или в ванной подтекает кран, а вместо стильного ремонта на стенах — персидские ковры, видавшие если не Сталина или Хрущева, то Брежнева, Андропова и Черненко точно. В родительском доме тебя вкусно накормят и обогреют, утешат, когда тебе грустно, и порадуются вместе с тобой, когда тебе хорошо. Точь-в-точь как в твоем родном и любимом городе.
Но вообще-то есть и другая причина, почему Иркутск я люблю всё больше и больше. Я пожила (не побывала проездом) в нескольких других городах России и точно для себя узнала, что Иркутск даже со всеми его недостатками лучше многих.
Впервые я на три месяца рассталась с Иркутском в 2013 году, когда мне пришлось уехать в длительную командировку в Читу. До этого я бывала только в Москве (от которой осталась, само собой, в большом восторге) и в Питере (грез по которому я не разделяю). Сравнивать Иркутск со столицами глупо и концептуально неправильно, а вот с региональным центром соседнего Забайкалья вполне можно и даже стоит.
Всем, кто ругает Иркутск, я настоятельно рекомендую пожить в Чите. Хотя бы недельку. Или две. Когда у меня прошел первый шок от знакомства со столицей Забайкалья, меня догнала серия афтершоков. Ага, как при землетрясении. Я не могла понять, как так случилось, что я вроде ехала в современную Читу, а телепортнулась куда-то в 90-е.
По работе я общалась с несколькими предпринимателями, которые рассказывали, что многие читинцы не хотят работать, какую бы зарплату ты им ни предложил. Они хотят ничего или почти ничего не делать, получать пособия от государства и попивать в свое удовольствие. Поэтому некоторые бизнесмены вынуждены чуть ли не сами работать на своих мойках, шиномонтажках или в магазинах — есть серьезные проблемы с поиском персонала. Не знаю, как сейчас, возможно, за эти 10 с лишним лет что-то изменилось и менталитет местных тоже, но в 2013-м я слышала такие вот истории от многих.
Я очень хорошо запомнила, что в Чите даже на центральных улицах большинство магазинов закрывалось на обед. В Иркутске даже в 2013 году частники уже не могли себе такого позволить, потому что это упущенная прибыль. Но в Чите большинство фирм и магазинов работали строго с 9 до 18 или с 10 до 19 с обязательным часовым перерывом на обед. Так как у нас график был ненормированный и часто мы возвращались домой после 9 вечера, найти открытый магазин, чтобы купить хотя бы хлеба, было настоящей проблемой.
Кроме того, в Чите меня поразили дороги, которые даже в сравнении с иркутскими казались убитыми. В порядке были всего несколько магистралей в центре, а стоит свернуть куда-нибудь на перпендикулярную улицу, всё — приехали.
Еще мне в Чите катастрофически не хватало мест, где можно просто погулять и поглазеть на город. Парков, скверов или хотя бы красивой набережной. В Иркутске с этим тоже не всё гладко, но у нас есть 130-й квартал, есть старенький, но достаточно протяженный променад на бульваре Гагарина, есть ухоженная и яркая Верхняя Набережная и весьма приемлемая Нижняя Набережная со смотровой и Московскими воротами. Я очень надеюсь, что когда-нибудь в Иркутске все-таки будет единая набережная, которая станет классным прогулочным маршрутом, идущим через половину города.
В 2016 году мне довелось почти два месяца пожить в Волгограде. Помню то чувство предвкушения, когда меня позвали поработать в город-миллионник. Я была уверена, что уж там-то всё будет круто. Когда мы с родителями проезжали мимо Волгограда на поезде, я глаз не могла оторвать от монумента «Родина-мать». Думала: «Как же люди смогли построить такую здоровенную статую, которая возвышается над всем городом и видна настолько издалека?» Мне сильно нравился железнодорожный вокзал, на котором наш поезд стоял минут 30, что позволяло его хорошо разглядеть.
Каково же было мое разочарование, когда я познакомилась с Волгоградом поближе. У меня было ощущение, что он до сих пор не отошел от Великой Отечественной войны. Я немного читала его историю и знаю, что фашисты превратили город в руины. И это сейчас от них остался, по сути, только дом Павлова, а тогда весь Волгоград был точно такой же. Но так или иначе времени после войны прошло уже достаточно, а город как будто до сих пор не оправился.
Волгоград мне запомнился весьма оригинальным способом бороться с ямами на дорогах. Тогда даже центральные улицы были изъедены гигантскими дырами, в которых можно было запросто оставить целое колесо. Видимо, чтобы этого не происходило и чтобы асфальт не нужно было при этом менять, ямы заделывали грудой булыжников. Вот так просто и изящно. Идешь ты себе по проспекту Ленина или Советской, центрее которых уже некуда, а там такая «красота». А в нескольких сотнях метров — администрация Волгоградской области, областная дума и приемная губернатора.
Единственное, в чем Волгоград, на мой вкус, круче Иркутска, — это великолепная набережная. Во-первых, по ней просто приятно гулять и глазам красиво. Во-вторых, на Волге развита навигация, поэтому в Волгограде есть свой симпатичный речной вокзал с несколькими причалами. Сама набережная построена уровнями, на ней есть ротонды как, например, где-нибудь в Сочи, и от этого она очень уютная и располагает к прогулкам.
Даже несмотря на это, два месяца жизни в Волгограде дались мне крайне нелегко. Когда у меня появилась возможность вернуться в Иркутск, я спешила настолько, что сорвалась домой даже без чемодана.
Наконец, третьим городом, с которым я тоже достаточно близко познакомилась в 2018 году, стал Новосибирск. Благодаря ему я влюбилась в Иркутск настолько, что решила завязать с длительными рабочими командировками. И пусть там есть метро, а у нас нет и, наверное, не будет никогда, да и сам город достаточно большой и в целом современный, жить там я никогда больше не хочу.
Новосибирск как будто целиком отлили из серого и скучного бетона. Несмотря на широкие проспекты и высотные здания, взгляду там совершенно не за что зацепиться. Это по Иркутску ты можешь прогуливаться и рассматривать резьбу на старых домах, любоваться каменными шедеврами архитектуры на Карла Маркса или Ленина. А там единственная радость для глаз — Новосибирский театр оперы и балета, Краеведческий музей неподалеку и еще парочка симпатичных зданий в центре города.
Набережная в Новосибирске — ровная и прямая, как плац. Видно, что она новенькая и сделана так, будто бы ее очертили по линейке. Но она такая же серая и неуютная, как и весь город. Лишь с одного края, который упирается в речной вокзал, есть какая-то жизнь: аттракционы, карусели, торговые павильоны и фастфуд. А так на всём протяжении набережной — только бетон, лавки, которые стоят прямо под палящим солнцем, и скромные клумбы.
В Новосибирске за все три месяца жизни в нем мне понравилось лишь то, что там достаточно широкие улицы в центре (в отличие от исторического центра Иркутска), есть классный музей погребальной культуры и большой ботанический сад, а также современный аэропорт, которого Иркутску так не хватает. В остальном никаких чувств Новосибирск во мне не вызвал, ни хороших, ни плохих. То самое серое безразличие, которое присутствует в атмосфере города.
Мы, иркутяне, часто ругаем свой город. И это в какой-то мере правильно, потому что критика, справедливая, помогает чиновникам подвергать свои решения сомнению, смотреть иначе на некоторые вещи и иногда даже переделывать что-то, что сделано плохо. Но по-настоящему любовь к Иркутску можно ощутить, лишь уехав из него. Не в отпуск на пару недель, а именно пожить куда-то, кроме столичных городов. И тогда, я уверена, удастся увидеть и оценить все прелести нашего уютного и родного Иркутска.
А вы любите Иркутск?