«Ну наконец-то!» — подумала я, когда прочитала новость про новую версию регионального портала пациента «Кврачу38.рф». Возможности бесконтактно взаимодействовать со структурами Минздрава я обрадовалась больше, чем внезапному «косарю», найденному в зимней куртке. Меня настолько вгоняет в депрессию необходимость тратить лучшие годы на очередь в регистратуре, что я предпочитаю оттягивать это удовольствие до последнего.
Как только Минздрав запустил новый сервис, я сразу же решила его протестировать, а заодно поделиться своими впечатлениями в этой колонке. Что ж, приступим.
Для начала портал требует авторизоваться, причем непременно через «Госуслуги». Никаких других вариантов пациентам не предложено, что, на мой взгляд, создает некоторые проблемы тем, кто не имеет учетную запись на «Госуслугах». В прежней версии портала можно было записаться, имея только паспорт и полис ОМС, что, безусловно, удобнее.
После прохождения авторизации выбираем из списка доступных в регионе услуг необходимую. Так как я давно собираюсь пройти диспансеризацию, с нее и начнем. Но-о-о… Тут же что-то идет не так.
— Не удалось установить поликлинику прикрепления. Для прикрепления обратитесь в регистратуру вашей поликлиники, — категорично сообщает мне новенький чудо-портал.
Из-за этого записаться на диспансеризацию у меня не выходит. Возможно, получится оформить посещение к какому-нибудь терапевту в моей поликлинике. Нажимаю на кнопочку «Записаться к врачу».
Из-за отсутствия в системе данных о моем прикреплении, которое вообще-то у меня есть, пусть и на бумажном листочке, прицепленном к полису скрепкой, ни один из специалистов для меня не активен.
Если снять «галку» с пункта «Только специалисты медицинской организации (МО) прикрепления», перечень докторов по направлению работы становится кликабельным. Выбираю врача-терапевта, поскольку через него можно получить направление на полный осмотр.
Портал сразу предупреждает, что «этого специалиста нет в МО прикрепления».
Но есть опция «Найти специалиста в другой поликлинике».
Появляется список доступных терапевтов всех больниц Иркутской области, к которым в теории можно записаться. Я говорю «в теории», потому что на практике у большинства из них то ли нет свободных окошек в обозримом будущем, то ли просто так «замечательно» работает портал. В целом на весь регион из 461 специалиста в базе записаться можно только к 112. В Иркутске, по данным портала, принимают 162 терапевта, а попасть на осмотр можно лишь к 23.
В перечне медицинских учреждений Иркутска мое медучреждение (поликлиника Иркутской городской клинической больницы № 3) к концу сентября отсутствовало. Я попробовала сначала поискать ее по названию, затем — по адресу. Результата это не дало никакого.
Сейчас, к началу октября, над порталом, видимо, пошаманили специалисты и допилили в список мое медицинское учреждение. Но легче от этого не стало. Из 14 терапевтов, которые внесены в перечень специалистов, записаться нельзя ни к одному. Напротив некоторых фамилий так и написано: «Запись через интернет недоступна». Напротив других — ослепляющая пустота.
Из тех немногочисленных специалистов, к которым хотя бы гипотетически можно записаться, свободные окошки есть у офтальмолога, двух хирургов и кардиолога. График составлен на две недели вперед, сведений о дальнейшем расписании нет.
После нескольких подходов к порталу пациента у меня в голове созрела вполне тематическая метафора — недоношенное дитя, появившееся на свет явно раньше положенного срока. Этому минздравовскому «ребенку» еще требуется поддерживающая терапия, постоянное наблюдение специалистов и их корректирующее вмешательство.
Есть ощущение, что в очередной раз у нас хотели как лучше, а получилось, как получилось. Губернатор Игорь Кобзев сильно торопил Минздрав с созданием Единой цифровой платформы 2.0, которая «выведет качество оказываемых услуг на новый уровень». А получилась довольно сырая версия для галочки, а не для удобства людей.
Мне хочется верить, что разработчикам просто не хватило времени, чтобы создать приличный продукт, а власти второпях его запустили, хотя подрядчик мог работать с ним до конца этого года.
Во-первых, закупку на создание портала впервые объявили только в июне 2022 года. Во-вторых, на нее никто не заявился, и процедуру торгов пришлось запускать заново. На нее снова не поступило ни одной заявки, поэтому Минздрав заключил договор на два этапа разработки с единственным поставщиком — иркутским филиалом ПАО «Ростелеком».
Общая сумма потраченных на эти цели средств областного бюджета составила почти 95 миллионов рублей. Срок исполнения первой части контракта — 21 ноября, второй — 27 декабря 2022 года.
В техзадании сказано, что Единая цифровая платформа 2.0 должна содержать в себе огромный массив информации о пациентах: их контактные данные, анамнез, вредные привычки и зависимости, риски для здоровья, какие лекарства человек принимает и на какие имеет аллергию. В системе должна быть отражена полная история болезни и обращений к различным медицинским специалистам.
Кроме того, цифровая платформа должна быть оснащена модулями календаря прививок, в том числе со специальным разделом про вакцинацию от коронавируса, выдачи справок на оружие и медосвидетельствования водителей на право управления транспортом, модулями направления на высокотехнологичную медпомощь, диспансеризацию и диспансерное наблюдение у врачей-онкологов, фтизиатров и по профилю психических расстройств.
Медицинская информационная система, по задумке заказчика, должна отслеживать даже время нахождения пациента в приемном покое и сигнализировать о том, что человек ждет приема врача дольше, чем обозначено нормативами. Также врач должен сразу же получать информацию о том, плановый или экстренный пациент обращается за помощью, какие имеются осложнения, требуется ли реанимация и какое вообще состояние у поступившего больного.
Также в системе должны быть такие функции, как электронная очередь, регистратура, картотека пациентов, раздел обращений граждан и анкетирование о качестве оказанных медицинских услуг. Кроме того, Минздрав обещал даже выпустить мобильное приложение со всем необходимым функционалом.
То есть где-то в перспективе при правильном воплощении эта система действительно сможет облегчить жизнь и медикам, и их многочисленным пациентам. Главное — верить, что мы до этого светлого дня доживем.
А вы уже пользовались обновленным порталом пациента?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.