Заксобрание Иркутской области на сессии 3 декабря приняло в окончательном чтении законопроект о преобразовании Ангарска и Ангарского района в единый городской округ. Решение это было на редкость единодушным. Его встретили овациями и назвали практически историческим. Сессию транслировали возле крупного торгового центра в Ангарске. Политики рассуждали об открывающихся перспективах. В основном, правда, это касалось города. Что даст преобразование маленьким поселениям – Мегету, Савватеевке и Одинску – осталось непонятным.
Десятилетие ожидания
Изначально муниципалитет был создан единый организм. Но в 2004 году грянула реформа местного самоуправления, которая разъединила территорию. Было создано аж пять администраций! Свою думу и своего главу получили как отдельные поселения, так и весь район. «Многие тогда были полны надежд на счастливую жизнь со своим бюджетом и своими полномочиями. На деле же оказалось, что бюджеты не так уж и полны, а полномочия порой неподъёмны, при этом дублируются и пересекаются. Достаточно быстро сформировалось и окрепло убеждение, что основной проблемой в Ангарске и районе является то, что в быту называется «две хозяйки на одной кухне», то есть двоевластие», - вспомнил во время своего выступления на сессии заксобрания председатель районной думы Александр Городской.
О «пересечении полномочий» рассказал журналистам и вице-спикер заксобрания, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Брилка: «Вот, скажем, построить школу должен муниципальный район, а всё, что связано со школой – коммуникации, дороги – должен сделать городской округ. Эти полномочия привели к невозможности их исполнения».
Президент Антикоррупционного комитета Иркутской области Дмитрий Чернышов в разговоре с ИА «БайкалПост» напомнил о референдуме, который прошёл в Ангарске в 2012 году. Тогда на него пришло около 60% ангарчан - это редкость для муниципальных референдумов. Из них 84% высказались за преобразование Ангарска в городской округ. Но, по мнению Чернышова, тогда не хватило воли губернатора и законодательного собрания. В 2014 году были проведены публичные слушания в Ангарском районе, на которых объединение муниципалитетов было поддержано.
Сейчас же принято окончательное решение – жители всего Ангарского района уже 1 января 2015 года проснутся в новом муниципалитете. Предполагается, что полномочия органов местного самоуправления будут действовать в течение 4-5 месяцев. На 12 апреля назначены выборы новой думы из 25 депутатов и нового главы. Расходы на выборы в 21 миллион рублей оплатит регион. Бюджет нового муниципального образования появится с 2016 года.
«Ощущения самые прекрасные, потому что мы с сухим счётом выиграли в борьбе, которой фактически не было. Событие всем понятно, напитано здравым смыслом. И то редкое единодушие в таком сложном вопросе говорит о том, что это правильное решение. Это здравый закон, нужное решение, которое открывает новые перспективы для территории», - радостно сообщил журналистам мэр Ангарского района Сергей Петров.
По его словам, преобразования в муниципалитете уже начались. Так, администрации района и города приступили к объединению своих подразделений. Например, 1 декабря Петров и исполняющая обязанности главы Ангарска Елена Фёдорова подписали соглашение о создании единого управления архитектурой. Подобные слияния, по словам мэра, ждут все подразделения.
Всё ради Ангарска?
Во всех этих комментариях речь шла преимущественно об Ангарске. Так, по мнению Брилки, ангарчане были наиболее уязвлены сложившейся ситуацией: «Город в принципе не мог рассчитывать на развитие, потому что границы все были округлены и находились в рамках муниципального района. Это тормозило экономическую жизнь. Сейчас все эти препятствия будут устранены. Городской округ будет развиваться в сторону Одинска, Савватеевки и Мегета».
Как заметил Чернышов, решение заксобрания, по сути, направлено на решение проблем Ангарска. По его словам, в последние годы город потерял всякую привлекательность для потенциальных инвесторов. Причины этому – политическая нестабильность и двоевластие. Создавались значительные административные барьеры для новых производств, в которых сейчас нуждается муниципалитет. «Пример: земельными участками распоряжается администрация района, а все разрешительные документы на строительство и ввод в эксплуатацию выдавала администрация города. Инвестору нужно было бегать по двум администрациям, причём порой казалось, что правая рука не знает, что делает левая. Когда будет один руководитель, одна дума, это будет всё гораздо проще», - пояснил собеседник агентства.
Кроме того, это решение может повлиять не только на создание новых рабочих мест, но и на строительство жилья эконом-класса. Как рассказал Чернышов, в городе практически отсутствует конкуренция в этой отрасли: Ангарское управление строительством находится в процедуре банкротства, остался один застройщик – компания «Стройкомплекс». «Ограничение конкуренции, монополизм не приведёт к снижению стоимости квадратного метра жилья. Неплохо, чтобы строительные компании приходили на наш рынок. Но опять же для них надо создать условия. А это сети, земля, это развитие застроенных уже территорий, как делается в Иркутске», - подчеркнул эксперт, отметив, что единый руководитель сможет эффективнее решать и текущие вопросы – благоустройство города и содержание дорог.
Остаётся вопрос: а что же сёла? Их стало теперь три, благодаря решению той же сессии заксобрания 3 декабря. Мегет был преобразован из рабочего посёлка, статус которого он подтверждал до 90-х годов, в сельское поселение. Все жители Мегета ведут, как сказали на сессии, «сельский образ жизни», основным источником питания и дополнительного дохода являются их личные подсобные хозяйства.
Брилка пояснил, что Одинск, Савватеевка, а теперь ещё и Мегет ни в коем случае не потеряют сельские льготы, которые они получали. Так, например, тарифы на электроэнергию останутся прежними: для города - 84 копейки за киловатт-час, для сёл – 58,8 копейки.
Чернышов задался вопросом: нужно ли преобразование селянам? По его мнению, ясность по поводу того, что реально получат сёла, появится позже. Эксперт поставил под сомнение и легитимность публичных слушаний, прошедших в сельских поселениях: «Минус в том, что при решении вопроса о включении в городской округ не были проведены референдумы на территории Мегета, Одинска и Савватеевки. Там были только публичные слушания, но это разные вещи. Смотрите: на территории Мегета проживает около 10 тысяч, а на публичные слушания пришли 30 или 50 человек. Понятна легитимность этих решений. Поэтому если бы был проведён референдум, было бы учтено мнение жителей сёл».
Главное - устоять
Всё-таки ситуация беспрецедентная. Но парадокс ещё и в том, что на фоне десятилетних проблем и споров окончательное решение было принято довольно-таки быстро. Неизвестно, сколько по времени готовился проект преобразований. О возможных вариантах говорилось в июле 2014 года. Тогда всё упиралось в проведение выборов думы Ангарского района, которая должна была стать одним из участников объединительного процесса. Спустя почти два месяца после единого дня голосования в районе прошли публичные слушания. С 11 по 14 ноября думы муниципалитетов поддержали объединение. А уже в конце ноября законопроекты поступили в заксобрание.
По мнению Чернышова, оперативность в принятии политических решений – это хорошо, но главное в таких сложных вопросах, как образование нового муниципалитета, - «не скатиться до политической компанейщины». Поспешность, по словам эксперта, может привести к юридическим неточностям, которые в свою очередь поставят под угрозу само решение по созданию округа.
Чернышов рассказал, что власти избрали более быстрый вариант преобразований - одномоментное объединение всех муниципалитетов. В 2012 году предлагался другой вариант: сначала надо было придать Ангарску статус городского округа, а уже после этого присоединить к нему оставшиеся поселения, естественно, с согласия их жителей. Этот вариант, по мнению собеседника агентства, менее уязвим для оппонентов, но реализовать его в короткие сроки просто невозможно. Чернышов заметил, что у закона уже появились оппоненты. По его информации, в суды поданы иски на решения дум. Кроме того, «не совсем согласны» жители Мегета. «Если закон устоит - это хорошо. Главная задача местных политиков - не допустить малейших рисков отмены решения. Для этого нужна большая проработанность вопроса», - пояснил собеседник агентства.
Почти аналогичная ситуация сложилась в городе Шелехове и Шелеховском районе. Муниципалитеты были близки к объединению в 2007 году. Были проведены референдумы, подготовлены документы, но на стадии законодательного собрания всё обрубилось. У Иркутской области нет как такового опыта в изменении своих муниципалитетов. Но дорожка уже проторена, пример подан. Главное, чтобы местные политики не запутались в вопросах управления вверенной им территории и решении своих амбиций. Глядишь, мы получим идеальное маленькое государство, которое поведёт регион в светлое будущее. И ещё не раз мы станем свидетелями редкого для областного парламента единодушия всех фракций и аплодисментов, неуместно, но дружно вырвавшихся ещё на стадии первого чтения.