Референдум об объединении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области состоялся 10 лет назад. Формальное объединение двух субъектов Федерации произошло ещё через 2 года. Сейчас Усть-Ордынский округ – это территория с особым статусом. Правда, кажется, что выражается этот статус только в пристальном внимании к бурятскому языку, культуре и спорту. И то «пристальное» - это слишком сильное определение. Судя по выступлению главы округа Марины Ивановой и руководителей районов, входящих в УОБО, на общественных слушаниях в законодательном собрании в феврале 2016 года, округ развивается без стратегии, без плана, рывками, сам по себе, входит в какие-то областные программы, как и все остальные муниципалитеты. Конечно, никаким особым отношением со стороны власти не пахнет, просто ещё одно муниципальное образование.
В апреле 2006 года Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ пережили второе рождение, согласившись во время референдума стать единым субъектом. Портал «ИрСити» к 10-летию со дня голосования подготовил спецпроект о жизни и её изменениях в округе за прошедшие годы.
Судя по отчётам администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, размещенным на его официальном сайте, главное и основное, чем занимается администрация, - сохранение и развитие бурятского языка, культуры и спорта. Администрация округа не занимается вопросами социально-экономического развития УОБО. Как следует из положения об администрации на официальном сайте, у неё нет таких полномочий, целей или задач.
Марина Иванова озвучила очередной доклад о деятельности администрации округа в феврале в законодательном собрании. Она рассказала, сколько школ работает на территории округа (113), детских садов (104), в скольких из них преподают бурятский язык (64 и 35 соответственно). Упомянула, что с 2012 года было построено 11 детских садов и шесть школ, что в садиках бурятский язык изучают около 19,4% ребятишек, в школах таких детей – 24,4%. Конечно, не забыла про спорт. Согласно её докладу, за 8 лет в округе построили 41 спортивное сооружение (всего их 395). В целом спортом занимается 19% населения, а в 2008 году этот показатель равнялся 9,6%. Всё. Остальное – проблемы, проблемы и ещё раз проблемы.
В посёлке Усть-Ордынский не введены в эксплуатацию детский дом и дом спорта, в посёлках Кутулик, Бохан, в селе Баяндай – центральные районные больницы, хотя, согласно указу президента РФ, это должно было произойти ещё в 2006-2007 годах. В 2014 году власти Приангарья обещали к сентябрю 2015 года перепрофилировать детский дом в лицей-интернат с углублённым изучением бурятского языка… Ни детского дома, ни лицея. По мнению Ивановой, нарушение сроков происходит из-за недостаточного контроля со стороны компетентных органов власти. В вопросы строительства, по словам Ивановой, администрация округа вмешиваться не может – не те полномочия. Там же на слушаниях в заксобрании Марина Иванова отметила, что такое ограничение не обосновано и просто мешает эффективно решать вопросы культурного развития округа, и попросила расширить возможности местной администрации.
«Цели объединения не могут быть достигнуты одними лишь правовыми документами, а тем более законом об особом статусе территории, который был принят в «рамочном виде» и на сегодня чисто технически изменения коснулись лишь вопросов о развитии национальных видов спорта, а по остальным моментам, конечно, закон надо развивать», - сказала Иванова.
По мнению председателя общественного совета прибайкальских бурят Климентия Хабитуева, сейчас Усть-Ордынский округ как бурят без коня: «Коня отобрали, оставили седло и узду. И ходит этот бурят по степи, песни поёт с седлом на плече». Сам посёлок Усть-Ордынский через 10 лет после объединения, по его мнению, похож на караван-сарай, расползающийся вширь и вкось, никакого хорошего градостроительства в посёлке нет.
«Главная задача объединения заключалась в гармонизации социально-экономических отношений. Сделать округ экономически развитым, дать населению удочку, чтобы они сами ловили рыбу и пополняли окружной бюджет. Но окружного бюджета в помине нет, он растворился в шести бюджетах районов. Полномочий влиять на экономическое развитие у замгубернатора нет. Районы выведены из-под её опеки и напрямую работают со структурами государственной власти Иркутской области. Пора уже задуматься над тем, что мы приобрели и что потеряли в результате объединения», – отметил на слушаниях эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов.
Как заметил мэр Нукутского района Сергей Гомбоев, в округе нет плана развития территория на 5-10 лет, руководители территорий не понимают, как УОБО будет развиваться, где и когда будут строиться социальные объекты, объекты культуры или спорта: «В последние годы мы развивались стихийно. Кто прибежал первый, успел договориться где-то там, тот и попал в программу». При этом проекты, актуальные при предыдущем губернаторе Сергее Ерощенко, сейчас заносятся профильными министерствами в архив.
Как рассказала Марина Иванова в интервью газете «Панорама округа» в марте, после общественных слушаний в заксобрании губернатору региона Сергею Левченко и его заместителям были направлены рекомендации, сформированные на основе тех предложений, которые были высказаны в областном парламенте. Впрочем, в своём интервью она ни словом не говорит о расширении полномочий администрации округа, а в числе первоочередных задач перечисляет всё те же направления – развитие бурятского языка, культуры и спорта.
«Главный итог общественных слушаний – в правительстве и Законодательном собрании Иркутской области будет рассматриваться вопрос создания рабочих групп в целях совершенствования закона Иркутской области «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно- территориальной единице Иркутской области с особым статусом» и по разработке программы социально-экономического развития Усть-Ордынского Бурятского округа», - приводит её слова «Панорама округа».
Сейчас администрация Усть-Ордынского округа больше похожа на дань уважения его прежнему автономному статусу, чем какой-то реальный инструмент управления. Теоретически выполнять её функции могли бы отдельные структуры министерства образования, спорта и культуры. У УОБО нет отдельного бюджета, нет возможности влиять на политику или экономику районов, входящих в состав округа, нет возможности контролировать реализацию социально-экономических программ, и переломить этот тренд, кажется, почти нереально, особенно в непростые для страны и региона времена кризиса.