Кандидат от партии «Зелёные» по Ангарскому одномандатному округу Сергей Перевозников выборы проиграл, набрав около 2,5% голосов. Это столько же, сколько в этом же округе собрала поддержанная оппозиционером Михаилом Ходорковским Ольга Жакова, начавшая кампанию примерно на месяц раньше. В своём блоге Перевозников подвёл итоги кампании и рассказал, в каком случае можно идти «с винтовкой Мосина на артиллерию, например, «Единой России».
Сергей Перевозников – бизнесмен, фермер, владелец магазина фермерских продуктов «Эко-базар». На выборы шёл от партии «Зелёные». В предвыборном интервью порталу «ИрСити» он рассказывал об аграрной политике, импортозамещении и проблемах с китайцами, а своим предвыборным лозунгом сделал фразу «Иду разобраться».
Я сильный, но лёгкий, при своевременном старте и финансовом пинке пойду далеко и точно.
Выборы я проиграл. 2,5% голосов. Шестой результат из одиннадцати. Конечно, мало, у победителя 53%. Это факт.
Сколько набрала экологическая партия «Зелёных», сумустившая меня на выборы? 1,1%, вдвое меньше. Это тоже факт.
Думаю, разница – это результат моей работы, в округе с без малого полумиллионом избирателей и изначально нулевым моим узнаванием (за полтора месяца набрать плюсом почти 1,5% процента), с бюджетом, размер которого даже называть неудобно.
Был ли шанс? Если бы начал в апреле с деньгами, на финише была бы заруба за первое место. Если бы с деньгами начал за два месяца – был бы в тройке. Но вести избирательную кампанию одновременно с поиском средств – менее эффективно.
Вывод: Расти есть куда. Использовал от личных возможностей примерно треть. Осталась масса заготовок. При таком раскладе мог быть первым не от больших партий с ядерным электоратом, которые и пришли «в призах».
Какие выводы:
- Не боги горшки обжигают. Всё возможно.
- Три взаимоперетекающих составляющих:
Это идея/креатив/харизма: сам кандидат, узнаваемость, отличие от других или идея его кампании, их доходчивость и подача того и другого.
Организация – знание манёвра, условий, округа, юридических нюансов, планомерная работа, состав штаба, календарь мероприятий. И главное – нюансы заранее, а не потом, т.е. аналитика и опыт.
- Деньги. На два предыдущих пункта от изготовления АПМ (агитационно-пропагандистские материалы по-серьёзному, по-простому реклама) до ГСМ и агитаторов.
В случае слабых первых двух пунктов — заваливание площадей товаром, материалами, подкупом разного рода и атаки на конкурентов. Повторю, это вещи взаимозаменяемые, но в определённых пределах. Творчески идти с винтовкой Мосина на артиллерию, например, «Единой России» прикольно, но только с надеждой, что подтянутся сибирские полки.
- Главный ресурс – время. Это и раз, и два, и три. Чтоб тебя узнали, услышали, поняли, поверили и пришли почти полмиллиона людей – это время. Ничего, кроме времени, даже при неограниченных ресурсах.
- Партия может усилить позиционирование и ослабить. По моему округу, с разным, но условно, патриотическим, населением, «Зелёные» могли работать на негативе, что изначально не входило в мои планы – после восемнадцатого жизнь продолжается.
Какие ошибки
Большую часть я здесь не выложу, вдруг пригодится. Две ошибки, примерно уполовинивших результат, назову.
- Работа с сельскими территориями. Я туда почти не дошёл, а это мой электорат. Причин две. Фактор времени, помните?
Первая – второпях мы посчитали, что их немного по сравнению с городами, когда поняли, что лучше мало, но своих, чем много, но чужих, было поздно. Не хватило опыта и аналитики, это пункты 2 и 3 триады.
Вторая – деревне нужны не плакаты, а встречи и газеты. П.1.
- Уже зная, что иду, ждал отмашки партии и официальной регистрации. В итоге две недели ковыряния в носу, тем более, в чужом округе – ещё один-два процента в рейтинге. От партии так ничего и не было, о чём сразу, к его чести, говорил глава иркутского отделения, Колмаков Евгений Анатольевич – не жди!
В итоге я был нетехническим кандидатом технической партии и собрал на себя две роли – кандидата и организатора кампании, что изначально не планировал.
- Не ошибка, а вывод – избирательный фонд собирается задолго заранее, особенно с учётом анекдотического Сбера и его «непущать». Сколько мы вернули средств жертвователям с ездой в ТИК за решением и в отделение на изготовление платежек, фактическое удушение компании «Увижу рубль каждого», ограничение на поступление денег от физиков с перенаправлением в бюджет и прочими странностями для отсева чужих. Нет фонда за два месяца – ты лузер или запасной вариант.
Спасибо тем, кто верил в начале и особенно, в конце. Это инвестиции в наше лучшее будущее. Ещё не вечер.
Какие минусы
Жаль, что люди за долгое время забыли, что депутат Госдумы – это не тот чувак, который кладёт асфальт перед вашим домом, а делает законы, чтоб асфальт был везде. И что голосование по принципу «С паршивой овцы хоть шерсти клок» в виде килограмма окорочков, баяна в школу или 500 рублей в день выборов и ведёт к тому, что постоянно не хватает этих окорочков, баянов и рублей.
Из этого вытекает второй минус – для победы нужно врать, покупать и жизнеутверждать пустые лозунги. К счастью – не купился. На покупать и не мог. От использования компромата на конкурентов — рука отвела.
Какие плюсы
Во-первых, конечно, отсутствие минусов для меня как человека, моего бизнеса, моего окружения. Это была принципиальная позиция – кооператив в стороне. Во-вторых, доверие людей. Проголосовавших, поддержавших, агитировавших, работавших на меня за просто так. Это огромный третий плюс – люди полуштаба, люди идеи, дела, времени. Без них точно бы не было этого результата. Их я назову поименно, без расписания ролей, по алфавиту: Арина Багаева, Игорь Карпенко, Надежда Николаева, Сергей Мядзелец. Большое спасибо.
Ещё один плюс, родившийся из предвыборки, – это проект «Большие люди». Более 250 человек из сельских школ мы свозили в планетарий. И, видимо, продолжим, надеясь на поддержку компании «Рафт лизинг». А вообще, бывшие выпускники должны помогать нынешним узнавать мир. Не забывать школу, не обои и учебники покупать, а спонсируя экскурсии и поездки, то, до чего всегда не доходят руки. Этот флешмоб может быть всероссийским, как «Бессмертный полк», только в будущее.
Какие планы
Они были изначально. Потешные полки Петра Первого превратились в гвардейские Преображенский и Семёновский через действия, испытания и время. Мы отыграли второй тайм.
В стране постепенно выделяются люди, думающие не только о своём завтра, а об общем. Для увеличения их числа и силы нужно использовать представляющиеся возможности и делать дело. Большие люди большой страны, объединяйтесь!
Это если коротко.