Второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков, выступая 17 августа в суде при рассмотрении иска КПРФ к заксобранию Иркутской области, заявил о некомпетентности депутатов областного парламента при рассмотрении вопроса о соответствии вопроса, выносимого на референдум по выборам мэров региона, закону.
Статья 7 закона о референдуме Иркутской области определяет то, какие вопросы могут быть вынесены на региональный референдум и требования к ним. По процедуре проведения референдума, после того как документы инициативной группы, заявляющей о необходимости провести референдум, поступают в избирательную комиссию, избирком передаёт в заксобрания региона вопрос, который активисты хотят вынести на голосование. Депутаты областного парламента должны решить, соответствует ли вопрос статье 7 закона о референдуме. На основании этого избирком принимает решение о регистрации инициативной группы.
В комитет по законодательству о госстроительстве заксобрания Иркутской области входят пять человек. Это генеральный директор издательства «Феникс» Александр Матиенко, бывший руководитель представительства Коршуновского ГОК в Иркутске Борис Алексеев, занимающий пост председателя комитета второй созыв подряд, предпринимательница Нина Чекотова, исполнительный директор благотворительного фонда «Сибирский характер» Александр Дубровин, директор «Группы Континент» Олег Кузнецов и генеральный директор строительной компании «Домстрой» Алексей Красноштанов.
«Я был при рассмотрении вопроса на заседании комитета по государственному строительству, представлял нашу инициативу, после того как она поступила из избирательной комиссии. И я был удивлён, что уважаемый Алексей Александрович (замруководителя аппарата заксобрания Алексей Петров – ред.) говорил депутатам, которые там присутствуют и всем другим, что давайте не обращать (внимания) на эту статью 7 закона Иркутской области о референдуме (вопрос о соответствии которой должны решить депутаты – ред.), а давайте по собственному усмотрению проголосуем, кто как считает. А депутаты действительно… Но там мало совсем юристов, а больше работников, условно говоря, алюминиевой промышленности, сельского хозяйства или промышленности вообще и, конечно, им разговаривать по теме, поставленной на сессии законодательного собрания было сложно. Они не стали под впечатлением и действий правового управления заксобрания рассуждать, какому пункту статьи 7 не соответствует вопрос, поставленный на референдум. Они просто стали обсуждать, сколько это будет стоить», - заявил Рульков.
По словам Рулькова, депутаты, большинство из которой воздержались от голосования по соответствию вопроса референдума закону, не смогли определиться, в том числе «с подачи правого управления законодательного собрания».
Рульков также заявил, что во время обсуждения вопроса на сессии заксобрания он пытался вернуть депутатов к рассмотрению вопроса соответствия или несоответствия вопроса закону, но к нему не прислушались.
Алексей Петров, присутствовавший на заседании суда, во время своего выступления опроверг слова Рулькова о том, что он призывал не обращать внимания на статью 7 закона о референдуме.
«Уважаемый суд, я хотел бы заметить для протокола, что я нигде и никогда не говорил, что депутатам не следует обращать внимания на содержание статьи 7-й закона области о референдуме. Это не соответствует действительности», - отметил юрист.
В июне 2017 года депутаты заксобрания не приняли решение о соответствии вопроса, который КПРФ планировала вынести на областной референдум по выборам мэров, закону о референдуме. Из 35 человек, присутствующих на заседании областного парламента, 15 воздержались от голосования, пять человек не голосовали, шесть человек проголосовали «за», девять – «против». После этого КПРФ подала иск к ЗС.
Первое заседание состоялось 3 августа, на нём представитель обкома КПРФ Андрея Ядришников не смог внятно представить позицию коммунистов, заявив судье, что он затрудняется ответить на её вопросы по иску. На втором судебном заседании он ходатайствовал о вызове в суд 10 членов бюро обкома КПРФ, которые вошли в состав инициативной группы по проведению референдума. Суд удовлетворил это ходатайство.