Мэр Иркутска Дмитрий Бердников у власти уже 2,5 года. С самого начала на ключевые посты он назначил людей, оказавшихся за бортом госслужбы после смены губернатора в 2015 году. В 2017-м часть из них уволилась. Ушли и те чиновники, которые работали в муниципалитете и до прихода нового мэра. Теперь главе города приходится лепить новую команду, которая будет оперативно решать проблемы с предпринимателями и застройщиками, умело притягивать деньги из регионального и федерального бюджетов, качественно ремонтировать дороги и строить школы и детсады. Эксперты не сходятся во мнении: одни заявляют о кадровом коллапсе в мэрии, другие говорят, что дело, скорее, в компетенциях ушедших, и всё это – рабочий момент.
Кадровые перемены в 2017 году начал заместитель мэра – руководитель комитета по городскому обустройству Евгений Дроков. Он уволился 2 февраля «в связи с переходом на другую работу». Его место заняла глава Ленинского округа Елена Фёдорова.
В конце апреля свои посты покинули начальник департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда Сергей Фоминых и руководитель департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин. Эти отставки стали результатом анализа их работы, который провела Фёдорова.
В начале мая из мэрии ушли руководитель комитета экономики Руслан Ким, вице-мэр Иван Носков и глава Октябрьского округа Иркутска Елена Войцехович. На место Кима назначена заместитель председателя комитета экономики Юлия Ашуркова.
После увольнения Носков и Дроков заявили о своём желании участвовать в довыборах в думу Иркутска 10 сентября. Первый пытался получить поддержку от «Единой России», но проиграл праймериз. А второй пошёл на выборы как самовыдвиженец и был избран депутатом гордумы.
В это же время у комитета по управлению муниципальным имуществом появляется руководитель – Екатерина Козулина. Она исполняла обязанности 5 месяцев после ухода в конце 2016 года Маргариты Ли на должность руководителя аппарата мэрии.
В конце июня уволился глава департамента развития предпринимательства Евгений Семёнов. В сентябре с поста заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике ушёл Иван Готовский. Также покинули мэрию глава Свердловского округа Иркутска Светлана Колотовкина и заместитель председателя комитета по градостроительной политике Ольга Иванова. Исполняющим обязанности руководителя комитета по градостроительной политике назначен начальник отдела земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом Александр Ким.
Кроме всего, в сентябре из структуры администрации исключили комитет по экономике. Мэр пояснил, что его работа признана неэффективной, полномочия и специалистов распределят между другими комитетами.
«Тесно в рамках муниципалитета»
Специалист по вопросам социального менеджмента и политтехнолог Владислав Шиндяев заметил, что непонятны не только увольнения, но и назначения определённых лиц: «Это характерно сейчас для многих муниципальных структур. Возникает много вопросов к тем, кто сегодня работает в администрациях: как они могут хоть как-то работать, не обладая профильными компетенциями и мало представляя, чем они занимаются. Складывается впечатление что во многих случаях назначают на должности не по профессиональному признаку, а просто тех, кто удобен. В любом случае, это всегда кадровые решения первого лица. Он формирует свою команду. Ему с них и спрашивать».
Советник губернатора Иркутской области, юрист Сергей Шишкин был жёстким в своих оценках, заявив о кадровом коллапсе в мэрии Иркутска: «Иногда движение кадров бывает естественным, например, как тогда, когда при смене власти часть кадров губернатора Ерощенко неожиданно осталась за бортом госслужбы и они перешли в город. Сегодня это приобрело характер кадрового коллапса, это свидетельствует о некоей нестабильности кадровой политики мэра. Поэтому я считаю, что это может серьёзно разбалансировать муниципальный менеджмент».
Эксперт заявил, что увольнение директора муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнергоСервис» Александра Воронина (был уволен в середине сентября - ред.) было протестом против навязывания теплоисточника обанкротившегося мясокомбината «Иркутский»: «Когда человеку дают команду принимай на баланс, при этом нет ни лицензии на управление таким теплоисточником, ни кадров, и человек понимая, что это тюрьма, уходит в отставку, вот такие кадровые решения заставляют задуматься. Для меня это плохой знак».
По мнению Шишкина кадровые передвижения имеют разную ценность. Например, у него не возникает тревог по поводу ухода Колотовкиной, но чтобы восполнить потерю Готовского и Ивановой, «нужна хорошая кадровая заплата». Носков и Ким, по мнению Шишкина, пытались решать свои задачи, которые недорешили в должностях министров, но в рамках муниципалитета их вхождение в администрацию оказалось неудачным: «Муниципальный менеджмент отличается от регионального, здесь всё предметно, социально чувствительно, масштаб другой, и всё это виднее».
Как подчеркнул эксперт, то, что делается в городе, «может быть смазано очень неточными кадровыми решениями».
Политический обозреватель Галина Солонина считает, что серия отставок в мэрии – это скорее вопрос компетентности, а не интриг: «После победы Сергея Левченко на выборах, в мэрию перешли кадры высокопрофессиональные, потрясающе дееспособные. Это те люди, которые привели в область федеральные инвестиции, умели работать с правительством РФ, крупными российскими и зарубежными инвесторами. Это были амбициозные кадры. Им, по большому счёту, тесно в компетенциях муниципалитета. Прошёл определённый период, и перед людьми встал вопрос - потерять свои компетенции или сменить работу».
При этом, по словам Солониной, уход этих глобальных личностей не является серьёзной потерей, а происходящее в мэрии – кадровой лихорадкой: «Муниципальный служащий - это функция, и в ней важнее всего чёткая исполнительная дисциплина. Люди, которые способны на принятие стратегических решений, не всегда являются хорошими исполнителями».
Политолог Алексей Петров заметил, что в данной ситуации либо есть какие-то нестыковки, о которых мы не знаем, либо некий системный кризис в понимании концепции.
При этом эксперт отметил, что уходящие в отставку всегда оставляют положительный пост в соцсетях – либо они не хотят портить отношения с мэрией, либо так рады, что оттуда ушли: «Ни один из них не дал комментариев после ухода. Это говорит о том, что у нас нет никакой публичной политики. Вся власть работает на средства налогоплательщиков, и мы можем поинтересоваться, что происходит внутри. Важно, чтобы люди, которые работают во власти, тоже это понимали».
Петров рассказал, что до этого Иркутск не сталкивался с такими масштабными кадровыми переменами. Так, по его словам, у Владимира Якубовского, который возглавлял город с ноября 1999-го по ноябрь 2009 года, была «цементированная команда», многие люди проработали вместе с ним все три срока. Мэр Иркутска до 2015 года Виктор Кондрашов долго собирал свою команду, «потому что, когда он стал мэром, он был обложен со всех сторон командой Якубовского, и люди сами определялись». У Дмитрия Бердникова, подчёркивает эксперт, команда пока не видна, идёт притирка».
«Иркутск с такими условиями ещё не сталкивался, хорошо это или плохо, можно говорить только по итогам каких-то цифр, например, упала собираемость налогов, стали меньше строить, больше коррупционных скандалов. С точки зрения этих показателей Иркутск пока не выделяется. Какая-то тревожность существует, но пока – в непубличной плоскости», - отмечает Петров.
«Экономическое сердце города»
Для аналитиков стало неожиданностью решение Бердникова ликвидировать комитет по экономике.
«Как можно упразднить департамент стратегического развития (входил в комитет по экономике - ред.)? Любое серьёзное предприятие без экономического подразделения сводится к тому, что оно занимается решением текущих задач, но не занимается развитием. Так возможно работать какому-то мелкому бутику, который живёт здесь и сейчас и не задумывается о том, что будет завтра. Для всех остальных экономика и стратегическое развитие – вопрос будущей жизни. А как можно упразднить департамент по потребительскому рынку (входил в комитет по экономике - ред.)? С 90-х годов этот отдел был всегда завален работой и развивался. Сколько вопросов решалось в отделе по бытовому обслуживанию, отделе по торговле, отделе по общественному питанию. А скольким людям бесплатно помог отдел по защите прав потребителей? Это десятки, если не сотни тысяч человек», - сетует Владислав Шиндяев.
По его словам, необходимость в комитете очень остро ощущается именно сейчас, в условиях современного Иркутска, где фактически нет крупной промышленности, как это было в советские годы, а большинство населения города так или иначе задействовано в сфере мелкого и среднего бизнеса: «Сейчас администрация Иркутска оказалась в сложных условиях: огромная сфера жизни города осталась, а структура, отвечающая за её развитие, исчезла».
При этом эксперт уверен, что в любом случае все конфликтные ситуации, которые сейчас возникают (в частности, спор о сносе торговых павильонов), будут урегулированы, но неизвестно, какими силами: «Грустно то, что эффективная постоянная коммуникация между городом и различными предпринимательскими структурами утрачивается. В перспективе это ни к чему хорошему не приведёт. Все перестанут слышать друг друга и идти на конструктивный диалог».
Сергей Шишкин вспомнил предыдущего главу комитета – Алексея Альмухамедова, при котором, по словам эксперта, этот комитет и создавался. Тогда, подчёркивает юрист, структура была «инициативным, креативным центром создания здоровой экономической среды»: «Вырвать экономическое сердце города, размыть между тремя-четырьмя департаментами – это не лучшая идея. Комитет по экономике играл важную роль в создании инвестиционного климата в городе и управления инвестиционными процессами. Я думаю, что это может иметь последствия дестабилизирующего свойства в городской среде».
Алексей Петров заметил, что за последние несколько лет это первый случай, когда ликвидируется структурное подразделение администрации, в основном, появлялись новые структуры. «Городские власти должны понять, что это было не самое верное кадровое решение в городе, где нет ключевых игроков, которые могут принести в бюджет двойную цифру. Иркутск – город размытый, поэтому должны быть люди, которые способны оценивать экономические реалии и вызовы», - подчеркнул политолог.
По мнению Галины Солониной, исключение комитета по экономике из структуры мэрии – это временное решение, продиктованное кадровыми перестановками: «Наверняка функция оставлена, но больше сосредоточена в руках самого мэра».
Кадровый голод
Аналитики сошлись во мнении, что сейчас в регионе остро не хватает квалифицированных кадров для госслужбы. И это больше характерно для муниципальной власти, нежели для региональной.
Владислав Шиндяев уверен, что это связано с отсутствием хорошей школы для подготовки чиновников: «Я являюсь членом нескольких аттестационных комиссий. На заседаниях видно, что проблема конкурсантов на замещение государственных и муниципальных должностей заключается в том, что если у них и есть какие-то поверхностные знания, то в большинстве случаев нет элементарного опыта работы в госструктурах, нет понимания того, что такое регламенты, номенклатура и что они должны делать на работе. А ведь такие люди сейчас попадают не только на рядовые, но и на руководящие должности. Тогда заложниками ситуации становятся все жители. Нарушаются регламенты, нарушаются правила закупок, нарушаются сроки, подрядчики выполняют работу не в сроки и в ненадлежащих объёмах».
При этом эксперт понимает, почему из администраций уходят опытные специалисты, которые со своим профессионализмом могут найти себя в любой коммерческой структуре.
«В администрации любой специалист находится под постоянным давлением. С одной стороны, прямое руководство, с другой - депутаты, с третьей - контролирующие структуры и правоохранительные органы. И если даже всё делать правильно, нет никакой гарантии, что завтра тебя не начнёт критиковать какое-нибудь СМИ. Так что исход из администраций самых профессиональных администраторов и менеджеров вполне понятен. Им сейчас нет смысла оставаться на государственной и муниципальной службе и работать в жёстких рамках, в которые их загоняют», - подчёркивает эксперт.
По мнению Алексея Петрова, кадровый голод связан с тем, что никто не хочет идти на муниципальную службу, особенно, руководить муниципалитетами: «Потому что все руководители находятся под колпаками, одно неверное решение и против тебя заводится уголовное дело». Это, по словам политолога, связано с усложнением муниципальной работы и законодательства.
Галина Солонина уверена, что говорить о кадровой лихорадке в Иркутске не стоит, ведь стабильным остаётся среднее звено, которое как раз и исполняет решения мэра и думы.
При этом эксперты отмечают, что в городе делается немало в плане благоустройства, реализуются социальные проекты, строятся детсады и школы. Но есть и недоработки, которые не были решены за 2,5 года. Солонина отмечает непонятную ситуацию с муниципальными унитарными предприятиями, натянутые отношения с малым бизнесом. Но главное, что отметили почти все аналитики – это отсутствие контакта с региональной властью. Шишкин предложил муниципалитету быть более прозрачным в схемах по зарплатам, дорогам и транспортом, а мэру – заняться штабной работой. И Петров, и Солонина заметили, что отсутствие взаимоотношений между городом и областью скоро начнёт сказываться на развитии города.
«Я вообще считаю, что политики такого уровня, как мэр Иркутска и губернатор Иркутской области без привязки к конкретным фамилиям, должны отбросить все личные проблемы, которые существовали или могут быть, потому что от коммуникаций этих двух людей очень многое зависит в городе Иркутске», - подчеркнул Петров.
ИА «БайкалПост» запросило в администрации Иркутска комментарий по кадровым перестановкам, но к моменту публикации текста он не был подготовлен.