Комитет по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении заксобрания Иркутской области 19 февраля признал не соответствующим региональному законодательству инициативу партии ПАРНАС о проведении референдума по возвращению прямых выборов мэра Иркутска.
ПАРНАС направил 15 января в избирком документы о проведении референдума по возвращению прямых выборов мэра Иркутска. После этого они были переданы в заксобрание для того, чтобы депутаты оценили их соответствие законам Иркутской области. Это уже третья попытка ПАРНАС провести через областной парламент эту инициативу.
Решение комитета будет вынесено на сессию заксобрания для принятия постановления областного парламента, которое затем должно быть передано в Избирательную комиссию Иркутской области.
Согласно позиции правового управления заксобрания, вопрос выносимый на референдум касается только одного муниципалитета – Иркутска, а значит не может быть вынесен на региональный референдум. Кроме того, юристы областного парламента отметили неясность правовых последствий при отрицательном голосовании на референдуме, а также то, что этот вопрос уже урегулирован на уровне федерального законодательства, и привели в пример позиции областного и Верховного судов по иску КПРФ к заксобранию по аналогичной инициативе, а также решения судов по инициативе о референдуме по выборам главы Ярославской области в 2013 году.
Правовое управление заксобрания также отметило, что принятие предложенного ПАРНАС законопроекта на референдуме зафиксирует правовое регулирование вопроса о выборах мэров в регионе на 5 лет: заксобрание и муниципальные образования будут лишены права влиять на него. Юристы также подчеркнули, что законопроект партии не учитывает выборы глав сельских поселений, таким образом, при принятии документа на референдуме получится, что Иркутская область отказывается от выборов на этом уровне.
Представитель ПАРНАС Михаил Васильев, отвечая на выступление правового управления областного парламента, не смог прокомментировать исключение из документа выборов в сельских поселениях. Комментируя остальные возражения, он отметил, что об указанной юристами позиции судов по урегулированности вопроса на федеральном уровне им стало известно после решение Конституционного суда по иску КПРФ к заксобранию. Что касается 5-летнего моратория на изменение решения референдума, по мнению Васильева, если учитывать это возражение, то тогда такая форма волеизъявления как референдум вообще теряет смысл. Если говорить о неопределённости последствий в случае отрицательного голосования, представитель ПАРНАС заметил, что жители региона проголосуют против законопроекта, а не против прямых выборов глав муниципальных образований. По его мнению, это равносильно тому, как если бы депутаты заксобрания не приняли какой-то законопроект на сессии.
Решение об отмене прямых выборов мэра Иркутска было принято в конце декабря 2014 года. Инициатором закопроектта стал депутат от «Единой России» Андрей Лабыгин. Вместо всенародно избираемого мэра в городе стали выбирать главу из числа депутатов. Весной 2015 года им стал единоросс Дмитрий Бердников. Конституционный суд признал отмену выборов законной.
ПАРНАС впервые предложил провести в Приангарье референдум по возвращению прямых выборов мэров в начале сентября 2016 года. Инициативная группа партии была зарегистрирована, документы отправлены в заксобрание для обсуждения. Однако на заседании профильного комитета депутаты отклонили предложение из-за несоответствия законодательству. Второй раз партия подала аналогичное предложение в начале ноября 2016-го, но и тогда инициатива не была поддержана.
В начале апреля 2017 года о планах внести в заксобрание региона законопроект о возврате прямых выборов мэров заявила фракция КПРФ. Партия планировала также провести референдум по этому вопросу в марте 2018 года, в день выборов президента России. Но заксобрание заблокировало эту инициативу. Партия обжаловала инициативу, но проиграла.