Небольшой кинотеатр «Чайка» в Иркутске давно не видел такого аншлага – его «большой зал» на 425 мест был забит под завязку, люди толпились у входов, растягивались вдоль стен, сидели на ступеньках и сцене. А на ней стояла единственная женщина-кандидат в президенты России, «кандидат против всех» Ксения Собчак.
Выборы президента России состоятся 18 марта. Кроме Собчак, в избирательной кампании участвуют семь кандидатов: действующий глава государства Владимир Путин, Владимир Жириновский от ЛДПР, Сергей Бабурин от партии «Российский общенародный союз», Григорий Явлинский от партии «Яблоко», бизнес-омбудсмен Борис Титов от «Партии Роста», Максим Сурайкин от партии «Коммунисты России» и Павел Грудинин от КПРФ.
Я приехала в «Чайку» примерно за полчаса до начала выступления Ксении Собчак, территорию вокруг кинотеатра – площадь с ледовым городком и парковку - патрулировали полицейские. Внутри было людно – как перед сеансом, но разъярённой толпы, какую я с ужасом ожидала, пока не было. Рядом со входом раздавали программу кандидата и газетку о делах Собчак. Напротив входа стояли три человека с плакатами, уже давно известными всем, кто ходит на посвящённые выборам митинги. Один из них видели на встрече с кандидатом в президенты от КПРФ Павлом Грудининым.
Контролёр кинотеатра наклонилась ко мне и рассказала, что о встрече с телеведущей начали спрашивать ещё с 4-5 часов вечера. «Думала, вдруг это шутка такая, думала, может, не здесь Собчак будет выступать», - со смехом заметила женщина. А потом добавила, что зал всего на 425 мест рассчитан, а им сказали, что ожидается около 700. «Если столько придёт, то будем ждать распоряжения, пускать людей или нет. Если пускать, то придётся на ступеньках их размещать, а ступеньки могут не выдержать, кинотеатр-то старенький», - озабоченно добавила контролёр и шагнула вместе со мной в душный зал. На тот момент он уже на половину был заполнен, на экране бесконечно крутили агитационные ролики, от чего голова шла кругом и подкашивались ноги.
Я заняла крайнее место где-то в среднем ряду и пожалела об этом, когда пыталась протиснуться сквозь плотную толпу, собравшуюся ближе к сцене. Люди пыхтели, краснели, вытягивали шеи. Я почти добралась до нужной точки, когда уткнулась в широкую спину высокого мужчины, робко спросила, можно ли пройти, на что мне менторским тоном ответили, что лучшие места выше.
Ксения Собчак опоздала с выходом минут на пять. На сцене она появилась вся в чёрном – скромный свободный свитер, широкие брючки и ботильоны на невысоком каблучке. Зал разразился аплодисментами.
Началась речь ожидаемо – с необходимости введения принципа сменяемости власти. Затем Собчак проехалась по дебатам, в которых участвует: «Я столкнулась с тем, что я будто попадаю в заколдованный лес, люди говорят на языке, который давно вымер, на языке из какого-то давнего прошлого, это всё про прошлое и ничего про будущее». Легонько отметилась на теме частной собственности, заявив, что 70% бизнеса контролируется государством, а это не позволяет идти вперёд. «Государство расставляет вороватых чиновников, которые всегда будут воровать, потому что когда это не твоё лично, оно ничьё», - заявляет Собчак и переходит к гонке вооружений.
- Вы правда уверены, что ваша жизнь изменится от того, что боеголовка будет куда-то там лететь? - бросает кандидат вопрос в зал.
- Не намажешь! – громко подмечает сидящий рядом со мной пожилой мужчина с тростью в морщинистых трудовых руках.
По мнению Собчак, Америка втягивает Россию в гонку вооружений, потому что ей, как первой экономике мира, это выгодно. А за участие в этой гонке расплачивается население РФ.
Пламенная речь прерывается выкриками сторонников одного из кандидатов - оппонентов. Ксения Собчак на провокацию не ведётся и показывает чудеса выдержки: «Если вам не нравится, при всём уважении вы можете тогда уйти, и всем сразу станет легче. Но всё время выкрикивать какие-то фразы, ну правда, я на дебатах от этого устала, от ангажированности ведущих, и в зале со своими сторонниками тоже не хотела бы, чтобы это продолжалось». После этого зал взрывается аплодисментами.
Телеведущая продолжает говорить про войны, замечая, что Россия не признаёт их, при этом по сути отказывается от своих солдат. «Власть, которая врёт, недостойна быть властью!» - вновь срывает аплодисменты Собчак.
Затем она приводит данные из расследования РБК о том, что кампания в Сирии стоит минимум 2,5 миллиона долларов в день, или более 150 миллионов рублей.
«Условно за неделю войны в Сирии мы могли бы построить большой дом, социальное жильё для военнослужащих или социально незащищённых слоёв населения, за три недели войны в Сирии можно построить большой комплекс детского сада со всем нужным для детей оборудованием», - заметила Ксения Собчак, соотнеся расходы на социалку и оборону.
Но тут же вдруг прихлопывает все надежды вдохновившихся было риторикой кандидата зрителей, заявляя, что сейчас она просто хочет стать «голосом всех несогласных людей», «провести ревизию жизни». Для этого она ездит по стране и узнаёт проблемы регионов.
Первой к Собчак обращается представительница предпринимателей, работающих на острове Ольхон. Она жалуется на нормы водооохранной зоны и начало «жёсткой ревизии бизнеса». На это телеведущая даёт пространный и путаный ответ. Собчак заявляет, что перемены начнутся после того, как «все вместе будут давить на власть», при этом «частная собственность должна быть неприкосновенна». Затем переходит к китайцам, которые «по коррупционным схемам скупают земли» на Байкале и строят там огромные гостиничные комплексы, власть не может их контролировать, поэтому запрещает всё и вся. А в финале вообще говорит, что готова предложить проект строительства моста из Листвянки в Порт Байкал.
Затем к Собчак обращается студент-сирота, он говорит о низких стипендиях и отсутствии обратной связи с региональным министерством образования. Телеведущая объясняет, что дело всё в коррупции, а коррупция – от безнаказанности, а безнаказанность – от несменяемости власти. Микрофон берёт девушка, которая поднимает вопрос обеспечения инвалидов льготными лекарствами. На это кандидат кратко рассказывает свою реформу системы здравоохранения, а затем возмущается: «Я была во многих больницах, я видела в каких условиях работают врачи, на каких аппаратах, с какими лекарствами. В таких больницах можно только заболеть, в них невозможно вылечиться!».
После таких социально острых вопросов в разговор встревает представитель иркутского криптосообщества. Собчак поддерживает идею развития этого направления, но тут же переходит на критику внешней политики.
- С одной стороны, мы бесконечно воюем с Америкой, с другой, - Россия вкладывает основные миллиардные накопления в ценные бумаги Америки.
- Зна-а-ем! И золото наше там! – комментирует мой сосед.
- Мы постоянно говорим: они враги, и у них же деньги храним, ну слушай: ты либо крест сними, либо трусы надень! – лютует Собчак и срывает шквал аплодисментов. – Вся наша политика – цинизм и лицемерие. Войн мы не ведём, это не наши солдаты, вам показалось, с Америкой враждуем, но бабки храним в Америке, Европу мы не любим, но дети наших чиновников учатся в Лондоне.
Люди вновь возвращаются к прозе жизни, рассказывая про долгострои (не могут третий год получить квартиру) и недоступность жилья (5 лет стоят в очереди). Собчак выдыхает: «Кошмар» - и просит оставить всю информацию главе своего штаба. Ему же передают обращение от жителей Мамско-Чуйского района, которые жалуются на нищету, отсутствие нормального водоснабжения и перебои с обеспечением углём.
Ещё одна тема – Крым. По мнению Собчак, он был присоединён к России не вопреки воле народа, а «вопреки воле закона». До микрофона добирается милая бабушка, которая ругает телеведущую за то, что она якобы на отдыхе нелестно отзывалась о россиянах. Кандидат объясняет, что когда-то снималась в развлекательном сериале «Блондинка в шоколаде», и теперь её противники используют кадры из него, чтобы возмущать избирателей.
- И про Крым, – не унимается старушка. – Вы историю знаете, чей был Крым?
- Очень хорошо знаю. – с улыбкой отвечает Собчак. - Сначала был турецкий, потом российский, потом украинский.
- А теперь вы его хочите отдать? – возмущённо кричит бабушка.
- А он был отдан, его ещё Хрущёв Украине отдал. Я напомню вам историю Крыма. Екатерине Великой фаворит «его на блюдечке принёс», а мужики, простите, Крым просрали.
На вопрос, кого бы Собчак назначила на пост премьер-министра, кандидат отвечает - Андрея Шаронова, президента Московской школы управления «Сколково». Но Собчак тут же добавляет, что в нынешней избирательной кампании ни на что не рассчитывает, планирует в следующие 6 лет создать свою партию, войти в парламент, а потом уже бороться за президентское кресло.
Из зала раздаётся: «Зачем вы ездили в США?». Собчак отвечает, что США и Евросоюз должны стать стратегическими союзниками России. А на вопрос, почему она задекларировала «большой доход» - 2 миллиона рублей в год, телеведущая рассказывает, что зарабатывает корпоративами, рекламой и ресторанным бизнесом.
Одним из последних, кто обращается к кандидату, становится иркутский предприниматель Дмитрий Толмачёв, известный тем, что активно помогает местному штабу политика Алексея Навального. Он предлагает Собчак объединиться с другими кандидатами, чтобы набрать больше голосов. Выступающая жёстко проезжается по своим оппонентам, а потом заявляет, что уже предлагала другим кандидатам создать единую коалицию.
- У наших оппозиционных лидеров есть проблема: каждый хочет быть королём своей песочницы, я считаю, что это деконструктивная позиция, я за объединение, но никто не хочет объединяться. Все хотят быть главными, - отмечает Собчак.
После этого Ксении Собчак задают ещё пару вопросов, она старается как можно быстрее на них ответить, от этого её реплики становятся подрезанными и скомканными. А в это время люди тонкой вереницей вытекают из зала кинотеатра. Те, кто остаются, - огромная толпа – чуть не сбивают с ног телеведущую, требуя селфи и автограф.