Накануне в Усть-Кутском районе разгорелся серьёзный скандал. Глава Усть-Кута Александр Душин утверждает, что поймал чиновников районной администрации, когда те поджигали лес в районе его сельхозугодий. А мэр района Тамара Климина называет это провокацией, связанной с предстоящими в её муниципалитете осенними выборами. Истину в этой истории устанавливает оперативная группа, в которую вошли сотрудники полиции, прокуратуры и Следственного комитета.
Поздно вечером 28 апреля в сети появилось несколько видео, на которых глава Усть-Кута Александр Душин рассказывает, как около 17 часов задержал «с поличным» нескольких чиновников районной администрации: первого заместителя мэра Михаила Барса, председателя комитета по природным ресурсам и сельскому хозяйству Михаила Тышкивского, пресс-секретаря мэра Екатерину Анисимову и специалиста по ГО и ЧС Сергея Ульянова. Они, по словам главы, «пытались поджечь лес» рядом с его сельхозугодиями. Получить комментарий самого Душина ИА «ИрСити» не удалось – глава города не ответил на звонки.
По версии Следственного комитета, который проводит проверку по инциденту, 28 апреля в дежурную часть полиции поступило сообщение о возгорании сухой травы вблизи лесополосы на территории урочища Лупилова. «Возгорание было потушено, при этом на месте замечен человек, являвшийся должностным лицом администрации Усть-Кутского муниципального образования», - говорилось в сообщении СК.
По информации прокуратуры Иркутской области, глава Усть-Кута Александр Душин обнаружил начинающийся лесной пожар и убегающего в сторону реки человека, в котором он опознал одного из сотрудников районной администрации. Пожар в лесу был потушен силами работников фермерского хозяйства.
Задержанные на видео пояснили, что приехали проверить термоточки и снять их с квадрокоптера. На это Душин заявил, что термоточки «зафиксированы, так как проводится контролируемый отжиг покосов и пастбищ сельхозугодий». Информация по ним есть в лесхозе.
Особый противопожарный режим, когда отжиги и сельхозпалы запрещены, в северных территориях Иркутской области, к которым относится Усть-Кутский район, стартует 1 мая. На юге региона он начался 10 апреля.
Известно, что ночь на 29 апреля подозреваемые провели в лодке. Душин сообщил «РЕН ТВ», что предлагал сотрудникам районной мэрии переночевать у него дома, но они отказались. Более того, Михаил Барс якобы пытался договориться с Душиным, чтобы «замять дело». Запись ночного разговора днём 29 апреля опубликовала политический обозреватель Галина Солонина на своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация).
Александр Душин: […] Вы просто приехали ко мне домой. Я каждый кустик тут берегу. Я тут никого не жгу. Я здесь разрабатываю сельхозугодья, чтобы эти поля здесь дальше жили. Жизнь даю людям. Сыну маленькому показываю и приучаю к этому, он здесь со мной живёт. Это моё личное. И когда кто-то вмешивается в мои личные разговоры, конечно, я буду газовать. Вы же приехали ко мне сами, ничего не говоря. Вы приехали и пытались тут спровоцировать... Может, вы приехали меня сжечь напрочь?
Михаил Барс (очень тихо): Оправданно.
Александр Душин: Ну, оправданно, да, Миша. Конечно, вгоряче можно всё, что угодно сделать. Поэтому предлагаю: поехали сейчас ко мне, у меня есть всё - баня, ужин горячий. Вас никто не бросит, вы спокойно покушаете. [...]
Фермерское хозяйство Александра Душина находится в 200 километрах от райцентра, на границе Усть-Кутского и Жигаловского районов. Общая площадь его сельхозугодий оценивается в 1 миллион квадратных метров. «Каждый год глава отжигает траву, и каждый год первый пожар возникает именно там, термоточка перерастает в пожар, этот пожар невозможно тушить, а жители Верхнего подрайона постоянно жалуются на задымлённость», - заметила Климина в разговоре с порталом «ИрСити».
Одна из термоточек была зафиксирована 27 апреля в урочище Лупилова (где и задержали чиновников), а 28-го единая дежурная диспетчерская служба сообщила, что площадь возгорания составила 3 гектара.
По словам Климиной, четверо муниципальных служащих выехали в 9.30 на лодке, чтобы проверить три термоточки в отдалённых местностях. С собой у них был квадрокоптер, а также запас топлива для плавсредства - фигурирующие на выложенных в Сети видео три канистры с бензином. На связь они не выходили, но специалисты администрации села Боярск позже подтвердили, что группы приезжала и направилась после этого выше, в Лупилова.
Чиновники должны были вернуться в 9 вечера - чтобы объехать все термоточки, одного светового дня хватило бы. Но они не вернулись, их телефоны были вне зоны доступа, а предпринимать поисковые работы ночью было невозможно. «Уже в 12 часов [ночи] увидела эти ролики, которые были выложены. Они не могут соответствовать действительности», - заявила Климина. Утром мэр позвонила начальнику полиции, который со слов Душина рассказал, что глава Усть-Кута «задержал поджигателей».
«Не знаю, почему они не смогли уплыть, но они провели всю ночь [на 29 апреля] в лодке, хотя по ночам у нас ещё нулевые температуры. Начальник полиции заявил, что мой первый заместитель Барс Михаил Александрович вроде бы бежал из леса, споткнулся о дерево, упал, повредил лицо и сломал ключицу. Это нереально. А Екатерина Анисимова, которая на видео вообще с голыми ногами, якобы упала в реку. У нас только прошёл лёд, вода холодная, если так, то понятно, что она сняла одежду и высокие ботинки, потому что запас одежды никто не брал», - передала Тамара Климина разговор с полицией.
Она подчеркнула, что подобный рейд был не первым и плановым, в ближайшее время предполагается выставить на реке круглосуточный пост для контроля термоточек. По словам Климиной, у чиновников с собой был путевой лист, распоряжение мэра с заданием. «Мы же администрация, а не шарашкина контора, у нас постоянно проходит юридический контроль», - заметила мэр.
«Тут никаких двойных стандартов не может быть, что специально поехали поджигать или что, это совсем не так, Душину выгодно так подавать», - заявила Климина. По её мнению, провокация связана с предстоящими выборами мэра Усть-Кутского района. По мнению чиновницы, Душин позволяет себе «смелые высказывания» в её адрес в местных СМИ. «Вертикаль власти его вообще не интересует», - подчеркнула мэр.
Климина была избрана мэром Усть-Кутского района в 2015 году. Она выдвигалась от ЛДПР и обошла кандидата от «Единой России» Юрия Кононова. Через год региональный политсовет ЕР отказался принять её в партию. Зимой 2017 года суд рассматривал дело об отстранении Климиной, параллельно в Усть-Куте проходили митинги в поддержку мэра. Через полгода разбирательств прокуратура отказалась от иска.
Она также заявила о «пренебрежительном отношении Душина к Барсу» якобы из-за того, что Барс в 2017 году баллотировался в главы Усть-Кута от ЛДПР, но проиграл единороссу Душину. «То, что произошло, я нисколько не удивлена, я считаю, что его избили», - сказала мэр района.
Днём 29 апреля к месту происшествия была направлена группа специалистов из мэрии вместе с врачом, чтобы оказать помощь пострадавшему Барсу. А утром 30 апреля стало известно, что пропавшие чиновники вернулись в Усть-Кут. Барса забрали в больницу, Анисимовой госпитализация не потребовалась. «Мы писали [заявления] в следственные органы, в правоохранительные, в ФСБ собираемся писать», - заявила глава аппарата районной администрации Марина Косыгина.
Днём 30 апреля участница инцидента Екатерина Анисимова написала на своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), что ни она, ни другие члены отправленной в рейд группы не знают, «где находится так называемое «место преступления», сколько там деревьев и какая площадь так называемого поджога». По её словам, сотрудники районной мэрии не отходили от лодки дальше, чем на 15 метров. Анисимова подчеркнула, что 28 апреля они остались без связи и возможности уехать, так как у них забрали телефоны и изъяли деталь двигателя аэролодки.
Всю документацию по выезду районные власти направили в Следственный комитет, который проверяет причастность Михаила Барса к поджогу леса. Глава СКР Александр Бастрыкин взял это дело на контроль и поручил руководству территориального управления «тщательно установить обстоятельства пожара и роль чиновников в случившемся».
В следственно-оперативную группу также включены сотрудники минлеса, которые должны установить, действительно ли фиксировались термоточки в месте инцидента. «Оценку действий всех лиц в этом инциденте дадут правоохранительные органы, это их полномочия», — заявил на брифинге 30 апреля глава регионального минлеса Дмитрий Петренёв.
На ситуацию обратил внимание и глава Рослесхоза Сергей Аноприенко, который попросил врио губернатора Игоря Кобзева наказать виновных в поджогах по всей строгости, независимо от того, кто к ним причастен. А сам глава региона уже решил, что после завершения расследования «примет кадровые решения». «Когда два чиновника выясняют между собой межличностные отношения — это плохо, в том числе и для жителей всей области», - заявил он.