На минувшей неделе в Иркутске прошла партконференция регионального отделения «Единой России», на которой выбирали нового секретаря. Им стал губернатор Игорь Кобзев. Вы сомневались? Можете больше не сомневаться. Наконец-то в Приангарье единоначалие – в смысле начальник только один (даже у местных единороссов), а остальные – подчинённые.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 30 января.
В этом есть своя логика – не только сосредоточить всю возможную власть в одних руках, но и определить крайнего не только за успехи, но и за все провалы. Поэтому губернатору сейчас будет нелегко – его позиция должна стержнем держать единороссов на местах и в региональном парламенте. Он будет выразителем мнения партийцев, а партийцы будут выразителями мнения губернатора. Лёгкий налёт всеобщей несвободы, да?
А если и нет, то что делать с напрашивающимся конфликтом интересов? Смогут ли депутаты-единороссы в заксобрании и дальше изящно и конструктивно критиковать региональное правительство? Хочется верить, что смогут, потому что все взрослые люди, крепкие профессионалы, которым элементарно есть что предложить и показать, чему, может, поучить (да-да, поучить) генерал-губернатора. Но делать это придётся со всей возможной деликатностью и осторожностью, чтобы не спровоцировать гнев шефа и репрессии.
Я бы могла вам подробно рассказать, как проходило избрание секретаря, и вы бы поразились бессмысленностью этого мероприятия. Потому что я бы рассказала про откровенную повестку партконференции, про удобного тихого и спокойного альтернативного кандидата, про то, что ни один из претендентов не рассказал, почему нужно голосовать именно за него, про то, как забавно звучали слова о «тяжелейшей политической ситуации», в которой пришлось работать единороссам. Могла бы. Но не буду.
Эта партконференция – чистая формальность, просто соблюдение процедуры по уставу партии. Максимум, как можно отметить это «событие» - иронично поднять бровь и усмехнуться: «Ну-ну».
Но теперь, когда все процедуры соблюдены, единороссам можно начинать полноценную избирательную кампанию. Не дёргаться из-за отсутствия главы реготделения, не париться по поводу беспартийности губернатора, не стесняться пользоваться авторитетом и прямой поддержкой Игоря Кобзева. Он – начальник. Прямее некуда. И региональным элитам будет проще – есть главный, с ним и нужно договариваться, а не распыляться на неглавных.
Правда, эта история может только усилить управленческий кризис в Приангарье – а он есть, потому что многие вопросы губернатор пытается решать в ручном режиме, а не делегировать, не назначать ответственных, отчего это больше похоже на оперативное тушение пожара, а не на системную глубокую работу. Придётся терпеть, потому что лидер в Иркутской области может быть один.