IRCITY

Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Общество Как забраться на пик Черского и не умереть от усталости

Как забраться на пик Черского и не умереть от усталости

История о том, как двое иркутян без подготовки решили за день пройти 40 километров по горам.

«Ты не сможешь», - зашипел мой внутренний нюнчик и остановил меня у подножия первого гольца. До Пика Черского оставалось всего метров 400 в гору, а я вдруг поняла, что наматываю сопли и слёзы на кулак. Неподготовленная, разленившаяся, в обуви, которая жадно сжирала мой правый голеностоп, - такой я отправилась исполнять давнюю мечту. Мне стало ясно, что всё прочитанное ранее о восхождении – полная ерунда, пока не попробовал сам.

Список обязательных вещей, которые пригодятся вам для спонтанного восхождения на пик Черского:
- солнцезащитный крем и крем после загара;
- фонарик;
- панама или кепка;
- ветровка или мастерка;
- эластичный бинт;
- запасные носки и футболка.
На ноги нужно надеть лёгкие и удобные ботинки или кроссовки, которые могли бы удерживать голеностоп, но не сдавливать его. Также положите в рюкзак воду и лёгкую еду, типа колбасы, сыра и хлеба.

Пик Черского – это высочайшая вершина Комаринского хребта Хамар-Дабана. Его высота составляет 2 километра 90 метров, он расположен в 17 километрах южнее Слюдянки. К пику ведёт обустроенная тропа с мостами, указателями и отметками километража. Первые 6 километров дорога широкая, петляет по лесу, то и дело пересекаясь с речкой Слюдянкой и со Старокомарским трактом, который раньше был частью чайного пути из Кяхты. Затем тропа сужается и постепенно берёт вверх, подводя туристов всё ближе к цели.

Наш поход не был запланированным, и эта спонтанность вкупе с необычайной природной художественностью очаровала меня и моего спутника. Мы поставили перед собой миссию - пройти более 40 километров по горной и лесной местности за один день.

В четверг приготовили небольшие рюкзаки с едой, водой и запасной одеждой, а в пятницу, после работы, сели на семичасовую электричку, чтобы доехать из Иркутска в Слюдянку. На конечную станцию прибыли через 3 часа. По тёмному и спящему городу добежали до гостевого дома «Эдельвейс», где за ночь с нас взяли по 400 рублей.

Информационный стенд Южного поисково-спасательного отряда
Мраморный карьер
1 из 2

В полседьмого утра мы выдвинулись к тропе. От «Эдельвейса» до тропы пришлось идти около 2 километров, по пути встретилась база Южного поисково-спасательного отряда. Под деревьями то и дело попадались тихие палатки, а на дороге были свежие следы прошедших здесь накануне людей.

Тропа была влажной, с огромными лужами: в пятницу в Слюдянке шёл проливной дождь, а раннее субботнее солнышко не успело ещё подсушить землю. Лес дышал свежестью, шумела холодная говорливая речка. К деревьям уже слегка притронулась приближающаяся осень – то тут, то там мелькали золотые листья-монетки и высыхающие кедровые иголки. Можно было встретить разлапистые реликтовые тополя, их могучие ветви скрючены, свёрнуты в узлы, а ствол у корней приоделся зелёным мхом.

Слюдянка
ГАЗ, встретившийся нам по пути. Ловко он скакал по камням
1 из 2

Справа мы увидели мраморный карьер – это довольно крутая и высокая каменная белоснежная насыпь. На тропе - предупреждающая табличка: «Осторожно, идут взрывные работы».

Примерно через 2 часа мы вышли к кафе «Привал» - группе домов, окружённых синеющими горами. Хозяева угощают проходящих туристов свежими оладушками с джемом или сгущёнкой – по 50 рублей за три штуки. За отдельную плату можно остановиться с ночевой. Когда мы вошли в один из домов, за столом уже сидели двое мужчин, сжимающих в кулаках прозрачные рюмки. Эти двое со смехом поведали, как накануне выбирали, куда съездить «отдохнуть», а в итоге пригнали сюда на огромном ГАЗе и «зафестивалили».

Кафе "Привал"
Полянка для отдыха
1 из 2

Через 3 километра после кафе тропа принялась забираться вверх, выведя нас на полянку с огромной беседкой для отдыха. На столбе висела табличка, надпись на которой чуть издевательски подбадривала: «Ещё немного, и вы у цели!». Враньё. Идти в гору нужно было ещё довольно долго.

Солнце окончательно вылезло из-за гор и теперь припекало, по дороге стали встречаться туристы, которые или собирали палатки, или уже шли с огромными рюкзаками, некоторые были налегке. Люди пропускали вперёд тех, кто шёл быстрее, растягивались в длинные цепочки.

Полянка с лошадьми
1 из 3

Тропа то тянулась вверх, то вдруг, когда мы начинали уже не любить каменистый подъём, выравнивалась, становилась мягкой и приятной. Так мы вышли на опушку с болотом. В высокой жёлто-зелёной траве стояли три чудесных лошади и по переменке ржали. Обогнув болото, мы вновь вошли в лес и вновь стали подниматься. Когда очередное второе дыхание уже меня покинуло, а последний указатель ткнул в лицо весёлую двойку, тропа вывела на огромную поляну, где стоит метеостанция, чуть подальше от неё располагается место для установки палаток и турбаза. Чтобы остановиться с ночевой, нужно бронировать места за несколько недель, стоимость размещения за сутки составляет 600 рублей с человека. На этот участок дороги мы потратили около 3 часов.

Метеостанция
Указатель к турбазе
Метеостанция остаётся позади
1 из 4
Метеостанция

На одном из мест для стоянки мы присели отдохнуть, чтобы съесть по куску хлеба с колбасой, напиться воды и восстановить дыхание. Через 20 минут снова отправились в путь. Первые несколько сотен метров шли по специально отсыпанному серпантину, вившемуся по сопке. У огромного дерева, увешанного обрывками тряпочек, тропа круто взяла вверх, поднявшись ещё метров на 200, выровнялась и вывела нас на гряду первого гольца, отсюда, наконец-то, открылся вид на длинную вереницу гор Хамар-Дабана с сочно-зелёными распадками, которые украшали синие извилистые русла рек с округлыми отметинами крохотных, как казалось с высоты, озёр. Здесь же неожиданно взорвался холодный ветер, отчего пришлось надеть мастерки. А на самой вершине гольца мы увидели окружённое зелёными склонами озеро Сердце.

Вид с тропы
Тропа по склону. В центре виден пик Черского
Вид на тропу
1 из 4
Вид с тропы

Отсюда тянулась довольно опасная гряда. Мимо меня по ней легко и весело пробегали спортсмены-скайраннеры, а я висела на выступах камней и тряслась, как несвежее желе. Для таких трусих, как я, по гряде заботливо перекинули металлический трос, но прямо посередине он обрывался, и на утоптанную тропинку приходилось осторожно сползать по каменной стенке.

Озеро Сердце
Два озерца
"Гребешок"
Озеро Сердце

Через 2 часа крутого подъёма мы вышли на пик Черского с неровной, чуть выпуклой вершиной. На ней стоит памятный крест, водружённый в груду камней. Рядом - деревянная лавочка. Мы прошли чуть дальше по склону и, наконец, остановились.

От усталости я ничего не чувствовала – ни распухающих ног, ни плеч, оттянутых неудобным рюкзаком, ни даже радости от покорения своей первой горы. Я упала ничком на землю и дышала. Было мягко – гора будто прикрыла себя от палящего солнца и неистового ветра лёгкой шубкой из ароматного мха. И то ли от запаха земли, то ли от нагрузки, то ли от всего вместе кружилась голова.

"Шубка" пика Черского
Вид на распадок
Спуск
"Шубка" пика Черского

На вершине пика сменялись толпы людей, фотографирующихся на фоне гор, а мы сидели на склоне, повернувшись к ним спиной, и смотрели вперёд – на синеющие округлые горы, прикрытые сиреневой дымкой на горизонте, на изумительно голубое небо и белоснежные облака. Никто сюда не шёл, поэтому казалось, будто мы на пике совершенно одни.

Спуск с гольца
Тропа на Пик Черского
Вот такое можно найти по тропе на пик Черского, если нечаянно свернуть не в ту сторону
Спуск с гольца

На спуск до метеостанции мы потратили около часа, учитывая, что я шла медленно из-за травмированного голеностопа и ноющих коленок. Уже на станции мы выпили почти полведра холоднющей воды из колодца. Кажется, это была самая вкусная вода, что я пила в жизни. Наполнили пустые бутылки и отправились обратно в Слюдянку.

Вид с вершины пика Черского

К городу мы подходили уже в темноте, поглядывая на небо, где собралось бесчисленное количество звёзд. Однажды из сумрака выплыла одинокая лошадь. Она спокойно дошагала до кафе и остановилась пощипать траву.

Примерно в полночь мы сидели на полу в номере турбазы без надоевших ботинок и носков и молча ели лапшу. А на следующий день вернулись в Иркутск на электричке.