На сессии заксобрания Борис Говорин, который был губернатором Иркутской области с 1997-го по 2005 год, предложил построить мост на крупнейший байкальский остров Ольхон.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, вышедшем на «ИрСити» 31 января.
Бывший глава региона довольно мягко раскритиковал работу существующей паромной переправы «Сахюрта – Ольхон», заметив, что перед ней и на материке, и на острове ежегодно образуются многокилометровые пробки, возникают «стычки», что мешает воспринимать красоты Байкала. Обслуживает переправу компания другого экс-губернатора Сергея Ерощенко – «Восточно-Сибирское речное пароходство». В 2017 году в проливе Ольхонские ворота стал курсировать третий паром, в результате чего турпоток за один сезон вырос в 2,5 раза, кроме того, в последние годы из бюджета выделялись деньги на реконструкцию причальных сооружений.
«Я думаю, что мы можем поставить перед руководством страны вопрос о строительстве мостового перехода и соединить остров Ольхон с материком», — заявил на сессии ЗС Борис Говорин. По его словам, Россия вполне может потянуть такую стройку, потому что ранее уже реализовала проекты и помасштабнее - на Дальнем Востоке и в Крыму.
Борис Говорин считает, что с помощью моста можно было бы убить сразу двух зайцев: развить туризм и организовать сбор и вывоз мусора.
Директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков согласился, что мост помог бы сделать жизнь на острове более комфортной, например, провести необходимые системы водоотведения и канализования. Но, как заметил учёный, нужно всегда помнить, что речь идёт об озере Байкал. «Чисто технологически мост можно построить, у меня сомнений нет, но нужно ли, какой, насколько это повлияет — это нужно изучать. Байкал — уникальный, и с ним надо обращаться очень аккуратно», - заметил Бычков.
По мнению замдиректора по науке Лимнологического института Вадима Анненкова, если такой проект получит жизнь, то в него вложат огромные суммы, которые вообще-то можно было направить на науку. А глава Института земной коры Дмитрий Гладкочуб и вовсе предположил, что, может, и хорошо, что на Байкале не хватает инфраструктуры. «Иначе бы про экологию вспоминали в последний момент», - заметил учёный.
Построить мост само по себе дело нехитрое (хотя на Академический мост в Иркутске, возведение которого инициировал как раз Говорин, когда он был ещё мэром областного центра, потребовалось более 10 лет). Но построить мост на Байкале – это задачка «со звёздочкой».
В России действует постановление «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Это довольно внушительный список. И хотя его постоянно дополняют, а ранее утверждённые формулировки всё больше размывают, нужно ещё суметь доказать целесообразность проекта. Более того, в Ольхонском районе до сих пор не разрешены вопросы с землёй, отчего периодически вспыхивают скандалы с выселением людей, проживших на берегу озера не один, и не два десятка лет.
Даже со строительством и реконструкцией дорог здесь возникают проблемы. Например, в 2019 году суд посадил на 3 года экс-мэра Ольхонского района Сергея Копылова. Было доказано, что он превысил должностные полномочия, выдав разрешение на добычу гравия, необходимого для трассы Баяндай – Еланцы – Хужир. Ущерб составил 24 миллиона рублей.
Кроме того, до сих пор не построена дорога на острове Ольхон, а ведь реализовать проект властям региона поручил президент России Владимир Путин ещё в 2017 году. Стоимость работ оценили в 2 миллиарда рублей, их планировалось начать в 2019-м, но из-за проблем с Прибайкальским нацпарком старт проекта перенесли на год.
Потом договор с подрядчиком – «СтройДорХолдинг» - и вовсе расторгли. «Подрядчик, который заключил контракт, испугался, отказался и ушёл», — заявил губернатор Игорь Кобзев в сентябре 2020-го. А в декабре по объекту прошли новые торги, которые выиграло дорожно-эксплуатационное предприятие «Байкал-138». Эта компания связана с Ерощенко.
Кстати, сам Сергей Владимирович тоже хотел построить мост. В 2014 году он продвигал проект иркутской агломерации «Байкальский луч», который включал авиационный центр Air City на базе действующего иркутского аэропорта, пересадочный узел в районе железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный, автомобильный обход областного центра и… мост из Листвянки в Порт Байкал. Но эти планы не сбылись.
Как объясняло тогда министерство экономразвития, участок, на котором бы строился мостовой переход, предполагалось включить в особую экономическую зону «Ворота Байкала». Сегодня в ОЭЗ входит только город Байкальск.
Интересно, что в конце 2020 года губернатор Игорь Кобзев высказал идею о расширении границ ОЭЗ за счёт включения туда сразу трёх точек притяжения на Байкале: Листвянки (застройка которой вызывает тихий ужас), Большого Голоустного (которое изначально входило в зону, но затем было исключено из-за особенностей местности) и тот самый остров Ольхон.
Три года назад Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков предложил ограничить въезд на остров. Уже тогда, по подсчётам ведомства, антропогенная нагрузка на уникальную ольхонскую природу в полтора раз превышала допустимую. Странно же думать, что с тех пор всё изменилось к лучшему. Поэтому зачем нам этот мост?
Вообще речь Бориса Александровича на сессии ЗС была неожиданной, мотивы политика непонятны (хотя, думается, перед выборами в Госдуму подобных спичей станет только больше), а идеи глобальны. Он предложил инвентаризировать все турбазы, сделать зонирование на Ольхоне, чтобы обеспечить высокий уровень отдыха как для VIP-контингента, так и для массового туриста, восстановить Маломорский рыбный завод.
И тут уж как на всё это дело посмотреть. Либо мост на Ольхон – это самый пик полёта мысли бывшего губернатора, который вдруг получил возможность вот так ярко вернуться в политическую повестку, либо – это некий собирательный образ всех фантастических идей, которые хотелось бы реализовать на Байкале, но мечтать вообще-то не вредно. Тем Байкал и прекрасен, что он диктует правила игры. Пока что.