Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова предложила установить средства видеонаблюдения в камерах и иных закрытых помещениях исправительных колоний Приангарья, чтобы избежать пыток заключенных. Об этом она написала в своем ежегодном докладе, опубликованном на сайте омбудсмена.
За 12 месяцев в аппарат уполномоченного поступило 60 обращений о пытках в отношении 90 граждан. Заявители сообщали об этом как в письменных жалобах, так и в устном общении.
— Очевидно, что установление видеонаблюдения во всех камерах, иных помещениях закрытых учреждений могло бы существенно повлиять на предупреждение подобных преступлений, — говорится в тексте доклада.
В январе 2021 года ФСИН направила в Иркутскую область сотрудников для проведения проверки из-за большого числа обращений и жалоб после бунта в ИК-15, который произошел в апреле 2020 года. Тогда СК возбудило уголовное дело в отношении сотрудника СИЗО-1, который подозревается в превышении должностных полномочий. По фактам пыток возбуждено 17 уголовных дел, уволен начальник иркутского СИЗО-1, установлено 41 лицо, причастное к совершению насилия, 75 потерпевших и примерно 90 очевидцев.
— В своих обращениях заявители сообщали о различных видах пыток в отношении них, выражавшиеся в совершении насильственных действий сексуального характера, в пытках лишениями (лишение сна, пищи), в принятии принудительных поз, пыток с применением электрических разрядов, в применении систематических избиений, издевательств, унижений, причинении увечий, подвешивания, бросания, растягивания, в использовании психологических пыток (шантаж, угрозы, оговор), в требовании о подписании документов под угрозой принуждения и так далее, — отмечается в докладе.
Омбудсмен отметила высокую латентность подобных преступлений, поскольку руководители органов внутренних дел и исправительных учреждений не заинтересованы в самостоятельном выявлении таких фактов из-за зависимости оценки оперативно-служебной деятельности от количества выявленных правонарушений. Как правило, даже при негативном отношении руководителей к сотрудникам, применяющим пытки, они не инициируют разбирательства. На ситуацию также влияет дефицит кадров в правоохранительной системе и низкое материальное обеспечение молодых сотрудников, не имеющих опыта.
Что влияет на расследование дел о пытках — взгляд омбудсмена
На результаты расследования таких дел часто влияет незаинтересованность самих правоохранительных органов в обеспечении объективного подхода в раскрытии указанной категории дел, формальный подход к проведению доследственной проверки фактов, указывающих на виновность сотрудников. Проблемы вызывает и позднее обращение заявителей (например, после освобождения), когда уже потеряно время и утрачены доказательства. Из-за этого часто отказывают в возбуждении уголовных дел.
Низкая эффективность проверок и расследований по жалобам осужденных на пытки и жестокое обращение обусловлена, по мнению Семеновой, проблемами с объективной фиксацией травм и иных последствий пыток медицинским персоналом медсанчасти ФСИН России или медицинскими работниками изоляторов временного содержания. Отсутствие зафиксированных следов насилия ограничивает возможности органов следствия проверять заявления о пытках в местах лишения свободы.
Семенова также обратила внимание на то, что одной из причин жестокого обращения с заключенными является недосмотр при отборе кандидатов на должности работников исправительных учреждений. Она отметила, что профессиональное обучение молодых сотрудников часто не включает в себя необходимого объема практических знаний и навыков по соблюдению прав человека и гражданина.
— Сложность и специфика службы в правоохранительных органах, колоссальная нагрузка и ответственность, обуславливает проблему последующего профессионального выгорания сотрудников, «привыкания» к жестокости и насилию, а отсутствие надлежащего контроля может привести к безнаказанности и вседозволенности, систематическому нарушению законности при выполнении профессиональных обязанностей, особенно в уголовно-исполнительной системе, — подчеркнула она.