После объявления 21 сентября частичной мобилизации из России массово начали уезжать за границу мужчины. Сколько человек всего покинули страну, официально до сих пор неизвестно. Точкой назначения мигрантов стали в основном страны СНГ. Россияне уезжают в Грузию, Казахстан, Монголию, Кыргызстан и другие. Предприниматель из Иркутска оказался среди тех, кто решил уехать. Для себя он выбрал Таджикистан. О причинах такого решения и дальнейшем плане действий он на условиях анонимности рассказал корреспонденту «ИрСити».
— Я не служил, поскольку ограничено годен, но после объявления мобилизации решил уехать. Мобилизацию объявили 21 сентября, окончательное решение для себя я принял 25 сентября. Почему? Из-за опасений, что в России могут ввести военное положение, что сделает невозможным избежать участия в [спецоперации]. До этого момента у меня не было мыслей об отъезде, потому что раньше не существовало риска принуждения к участию в [спецоперации].
Билеты удалось взять в тот же день — 25 сентября, улетели через три дня. Цена составила 45 тысяч рублей или около того. При этом обычная стоимость перелета в Душанбе составляет в районе 10–15 тысяч рублей. Самолет был практически полный, русских пассажиров среди них было, я бы сказал, процентов 10, а то и меньше.
У российских пограничников никаких особенных вопросов не возникло. Они узнавали только, куда и зачем едем, когда вернемся, когда покупали билеты. Я ответил, что билет покупал на прошлой неделе, и это соответствовало действительности. Когда вернемся, было непонятно, потому что не было обратных билетов. Их на тот момент в принципе в продаже не было. В Таджикистане пограничники вообще ничего не спрашивали. Мы просто заполнили миграционную карту по образцу и прошли.
Я выбрал Таджикистан, поскольку на тот момент, когда принял решение покинуть Россию, рейс туда был ближайшим без пересадок из всех, что есть в страны СНГ. Кроме того, здесь говорят и понимают по-русски. А еще тут невысокие цены, в чем я позже сам убедился. Особенно это заметно по еде. В кафе, например, лагман стоит 130 рублей, шашлык — 120 рублей, борщ — 110 рублей. Всё вкусно и сытно.
А вот цены на жилье из-за наплыва россиян взлетели в небеса. Мы с другом снимаем однокомнатную квартиру в хорошем районе с хорошим ремонтом за 30 тысяч рублей. По местным меркам это очень дорого. К примеру, зарплата водителя здесь всего 12–18 тысяч рублей.
Живу здесь сейчас за счет собственных накоплений. Деньги менять уже приходилось, курс тут такой: один таджикский сомони примерно равен 6 российским рублям. Карты «Мир» тут принимают в некоторых банках, но рассчитаться ей пока нигде не получилось. Из вещей с собой взял всё то, что обычно беру в отпуск в ручной клади.
Местные жители тут относятся к нам хорошо, всегда подскажут что-то и сориентируют. Хочу отметить, что люди здесь очень гостеприимные.
Дома у меня остались жена и двое маленьких детей. Мои близкие меня поддержали в решении покинуть пределы России. Можно даже сказать, что это они меня и выпроводили. Сейчас я чувствую, будто у меня и моей семьи украли деньги и время.
В Иркутске остался и бизнес. Я занимаюсь оптовыми поставками, у меня есть возможность работать дистанционно, что я сейчас и делаю.
Изначально планировал, что пробуду в Таджикистане месяц, а потом буду решать, что делать дальше. Я был морально готов к тому, что не вернусь в Россию, но сейчас риторика стала менее агрессивной. Не думаю, что останусь в Таджикистане на ПМЖ. Полагаю, что вернусь домой даже раньше, чем думал сначала.
Ранее 31-летний аспирант кафедры философии истфака ИГУ, журналист Руслан Руденок рассказал о своем отъезде в Монголию.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.