В Кировском районном суде Иркутска сегодня заканчивается рассмотрение уголовного дела о мошенничестве на закупке медицинских масок в 2020 году. Его фигурантами стали несколько человек, в том числе экс-министр здравоохранения Иркутской области Наталия Ледяева и ее сын. Следствие оценило ущерб по нему в 90 миллионов рублей. Сама бывшая чиновница называет себя заложницей ситуации.
Сегодня обвиняемые выступят с последним словом. Это финальная стадия судебного процесса перед оглашением приговора. В этой онлайн-трансляции мы расскажем, как проходит заседание.
Наталия Ледяева была назначена главой Минздрава Иркутской области в декабре 2019 года, после отставки с этого поста Олега Ярошенко. До этого она работала в Росздравнадзоре. На своем посту она проработала чуть меньше года — осенью 2020-го она сложила полномочия после возбуждения уголовного дела о мошенничестве на закупках масок для медучреждений и задержания ее сына.
В 2020 году СК возбудил уголовные дела по статьям «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере» и «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Ущерб от действий фигурантов дела вначале оценивался в 40 миллионов рублей, но к моменту передачи уголовного дела в суд был увеличен до 90 миллионов.
Как следует из выступлений адвокатов, речь идет о закупке масок по госконтрактам через ИП Сорокин. По данным из системы «Контур.Фокус», в 2020 году он предоставлял маски для Иркутской станции скорой помощи, областной клинической больницы и госпиталя ветеранов войн.
Подробно мы разбирали эти закупки в этом материале.
Государственный обвинитель запросил для бывшего министра здравоохранения Иркутской области Наталии Ледяевой 8 лет лишения свободы, а также попросил оштрафовать ее на 2,5 миллиона рублей и временно лишить права занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Других фигурантов уголовного дела обвинение попросило отправить в колонию на срок от 5,5 года до 11 лет — в зависимости от их роли и степени участия в преступлении. В частности, 11 лет лишения свободы просят дать сыну Ледяевой Илье Белоусову.
Выступая в прениях в суде, Наталия Ледяева назвала себя заложницей ситуации, имея в виду ситуацию с коронавирусом, которая быстро развивалась в Иркутской области, недостаток средств индивидуальной защиты в медучреждениях и поручения губернатора решить вопрос в кратчайшие сроки.
Начало заседания пока немного задерживается. Наш корреспондент ждет его начала в коридоре суда вместе с обвиняемыми и их защитниками.
Сын Ледяевой Илья Белоусов во время прений в суде заявил, что его арест был «средством для того, чтобы на тот период времени поменять министра здравоохранения Иркутской области Наталию Ледяеву».
— Я никогда не хвалился, какие должности занимает моя мать. Возможно, где-то это даже мне мешало. И в итоге, судя по всему, благодаря роду ее деятельности я оказался за решеткой, — заявлял он в судебном заседании, называя себя «заложником системы».
Участники судебного процесса проходят в зал, рассаживаются. Судьи пока нет, заседание не началось, рассказывает наш корреспондент Алина Ринчино.
Пока родные общаются с обвиняемыми. Пришла жена одного из подсудимых, Дмитрия Уренко. Судя по всему, родители Дмитрия Козлова, жена Ильи Белоусова Юлия. Сам Илья Белоусов с Наталией Ледяевой, как и во время предыдущих заседаний, не общаются и даже не здороваются, рассказывает наш корреспондент.
Напомним, сторона защиты также утверждала, что подсудимые поставили маски надлежащего качества и вообще-то «первоначальная цель была помочь государству и региону в период пандемии».
По мнению гособвинения, подсудимые воспользовались пандемией коронавируса, чтобы заработать. Прокурор назвала полученный доход «значительной материальной выгодой».
От стороны защиты поступило ходатайство о возобновлении судебного следствия в интересах Ледяевой. Экс-министр сообщила, что заключено соглашение с новым адвокатом.