IRCITY
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Иркутске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

0 м/c,

720мм 24%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Общество Всё о Байкале мнение «Мы тут все философы через одного». Редактор «ИрСити» постояла в километровой очереди на ольхонский паром

«Мы тут все философы через одного». Редактор «ИрСити» постояла в километровой очереди на ольхонский паром

...и задумалась, почему на переправе нет комфортного туристического сервиса

«Мы тут все философы через одного». Редактор «ИрСити» постояла в километровой очереди на ольхонский паром

«Мы выехали сегодня из Иркутска в три часа ночи, чтобы успеть к первому парому и не стоять в очереди, но всё равно стояли. Долго и упорно», — смеется знакомый. Он сидит на ольхонской скале, облегченно смотрит в подмигивающее звездное небо и, в общем-то, счастлив. Неудивительно: позади у него изнурительное ожидание на дороге к паромной переправе, отнявшее от драгоценного отдыха всё утро. И это ожидание нельзя назвать приятным. Придорожный сервис, а точнее его отсутствие, вызывает парализующее недоумение.

В очереди стоят все. И самостоятельные туристы-автомобилисты, и счастливчики на маршрутках. А счастливчики они, потому что стоят в отдельной очереди, которая продвигается значительно быстрее — у маршруток приоритет на паромной переправе. В среднем каждый из трех паромов, курсирующих между МРС и Ольхоном, может взять на борт по пять-шесть машин, остальные места раздают маршруткам, небольшим грузовикам (с цистернами и без), а еще автомобилям экстренных служб. У местных жителей как будто бы приоритета нет, но нередко на причал прямо перед носом очереди выезжают авто. Кто это — не опознать, может, ольхонские чиновники?

Микроавтобусы объезжают пробку по обочине. С одной стороны, есть в этом определенная прелесть — ведь ты «сбежишь» с материка на полтора-два часа быстрее тех, что стоят в хвосте. С другой — людей нестерпимо жалко, потому что жаркое солнце плющит всех по раскаленному асфальту, а из развлечений — только скалы, чаячьи крики да плеск голубой воды. К слову, на самом острове ситуация такая же точь-в-точь.

Даже тем, кто едет на маршрутке, приходится выйти из машины и подождать. Недолго, но достаточно, чтобы успеть удивиться ветру, который нещадно хлещет по щекам посреди дороги, но неожиданно успокаивается, если подойти к воде. В эти самые моменты есть опасность поймать чуточку тоски мирового масштаба. Я поймала.

Тот самый момент, когда накатывает тоска

Сами люди, кажется, уже давно свыклись с пробкой на паром. Власти периодически поговаривают о введении электронной очереди, но всё время что-то мешает. Поэтому пока что предлагают просто следить за паромной переправой в режиме онлайн. Зрелище, надо сказать, безрадостное, а наличие двух камер видеонаблюдения мало влияет на скорость продвижения в километровой очереди.

Сильнее поражает не «великое стояние на Байкале», а отсутствие вменяемого придорожного сервиса. В том смысле, что сервис есть, но неустроенный, стихийный, полубезумный — что на острове, что на материке. Нет единообразия, магазинчики свалены в кучки, разобраться, где что, невозможно.

Для пассажиров не устроена зона ожидания — просто стоишь в пекле с ног до головы. Отдельный разговор — про туалет. Платный не работает (а может, и работает, но открывают его только тогда, когда свои волшебные люли раздает губернатор, а министр транспорта под эти люли мчит на переправу). Работает бесплатный — традиционная байкальская «достопримечательность», которая поражает до глубины души всех, кто когда-нибудь с ней сталкивался. Вид такой, что приходится либо терпеть, либо терпеть вдвойне.

А теперь, знатоки, вопрос: о каком развитии туризма мы говорим, если никто не может навести порядок в месте, где в течение пятницы или субботы может скопиться — в моменте — несколько сотен автомобилей? В смысле, например, иркутяне привыкли терпеть колхоз, мы тут все философы через одного. Но будут ли терпеть такое иногородние и иностранные туристы? Про сохранение окружающей среды можно в принципе молчать в тряпочку (хотя справедливости ради надо заметить, что крупные туроператоры, зная, как всё печально на Байкале с элементарными удобствами, таскают вслед за автобусами своих клиентов биотуалеты).

В Минприроды Иркутской области твердят, что «сейчас ведется разработка дорожной карты развития туристического комплекса на берегах озера, мероприятия, которые в нее входят, позволят снизить антропогенное воздействие на окружающую среду, повысить комфорт туристов и местных жителей, желающих отдохнуть». А я легонько рыдаю внутрь себя, потому что не факт, что очередная общая «дорожная карта» решит проблемы конкретной ольхонской переправы.

Для туристов нет комфортной зоны ожидания — просто варишься в пекле и ветре

Прекрасно понимаю, что эта проблема намного сложнее, чем кажется. Она упирается не только в хотелки туристов, но и в возможности регионального и/или федерального бюджетов, в ограничения охранного законодательства, в умение договориться с природоохранной прокуратурой и нацпарком в конце концов.

Заставить бизнес вложиться в придорожную инфраструктуру в условиях жесткой зарегулированности — «миссия невыполнима». Ему бы — бизнесу — самому попытаться выплыть, балансируя на грани прибыли и охраны Байкала. Можно завести крупного игрока, скажете вы. А я вам отвечу: этого «крупного игрока» нужно будет чем-то накормить, потому что за просто так никто ничего не сделает. Поэтому — да, остается только обложиться кучами «дорожных карт» и ждать, что следующий год будет лучше этого.

Да и вообще есть «задачки со звездочкой», то есть президентское поручение — регион уже пять лет не может построить дорогу на острове, а мы тут про какой-то придорожный сервис демагогию разводим.

Пока мы пытаемся быть реалистами под крики ольхонских чаек, региональные власти везде, где только можно, говорят про «создание туристического кластера в Тальцах». Под это уже определены федеральные деньги и такие же федеральные интересы. Задача масштабная — пересобрать локацию на берегу Ангары так, чтобы она могла стопроцентно соперничать с Листвянкой и оттягивать у нее туристов. Я очень рада. Но вместе с радостью меня не покидает ощущение, что региональные власти, потыкав в разные туристические точки на карте, выбрали ту, где споров с законом будет меньше всего, потому что место там обжитое со всех точек зрения. Ну и ладно. Даже в руководствах по борьбе с прокрастинацией советуют начинать работу с самых простых задач.

Но я бы послушала и про остров Ольхон. И не о его космическом небе, шепчущей бледно-зеленой траве, бесконечно песчаных дорогах и ветре, вплетающем в волосы запах пресного моря и жаркой пыли, — об этом я и сама знаю. Хочу услышать о той самой тоске, из-за которой внутри вырастает зудящее желание никогда больше не приезжать на Ольхон.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

А на чем вы ездите на остров Ольхон?

На собственной машине. И да, приходится постоять в очереди
На маршрутке. Не нужно по два часа тратить на ожидание
На корабле. Лучше потратить кругленькую сумму денег, но не стоять в очереди. Плюс это настоящее приключение
На самолете. Интересная, но дорогая история
Вообще отказался от путешествия на Ольхон — очереди устрашают
Никогда не ездил на Ольхон и не хочу
Принципиально не езжу в популярные места на Байкале, потому что туристов там много, а сервиса нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем