Распространение вируса узелкового дерматита в Иркутской области, которое спровоцировало потерю местных молока и мяса на прилавках магазинов, стало возможным из-за того, что не все хозяйства добросовестно отнеслись к вакцинации скота и не сотрудничали с ветеринарами. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «ИрСити» 4 марта высказал замдиректора СХАО «Белореченское» и заместитель руководителя профильного комитета заксобрания Иркутской области Степан Франтенко.
Напомним, в середине февраля на территории Усольского и Черемховского районов ввели режим ЧС из-за распространения узелкового дерматита среди скота. Позже очаги заболевания также обнаружили в Иркутском районе и Ангарском городском округе. Мы подробно рассказывали о том, что это за заболевание. Оно не представляет опасности для человека, но очень быстро передается между животными и может вызвать их гибель.
Уже известно, что из-за распространения узелкового дерматита область недополучит 14,6 тысячи тонн молока, производимого крупными предприятиями, и 2,3 тысячи тонн мяса. Это притом, что Приангарье не обеспечивает себя этими продуктами самостоятельно полностью. Пропажу местной молочной продукции уже заметили в Иркутске.
По мнению Франтенко, сложившаяся ситуация стала возможна из-за банального несоблюдения ветеринарных требований, предъявляемых к хозяйствам. По его словам, периодически возникают случаи, когда фермеры прячут скот, чтобы специалисты не могли его проверить и, если это необходимо, вакцинировать.
— Люди просто прячут скот, не дают вакцинировать, отказываются от вакцинации, а потом он просто весь заболевает. Это не масштабная проблема, но систематически такие случаи возникают. Люди же должны хоть немного понимать в биологии, если они занимаются сельским хозяйством. Есть такие мелкие предприятия, где против вакцинации, а потом у них весь скот сдох или, по крайней мере, заболел. Из-за этого потом страдает и соседский. Человек должен вовремя вакцинировать [животных] и иметь нужное ветеринарное сопровождение, потому что федеральное законодательство ужесточило регламенты, [для реализации продукции] требуются разные справки и так далее. А люди все равно пытаются из-под полы торговать. Вот вам, пожалуйста, результат такого безответственного поведения, которое нанесло колоссальный ущерб и убытки всей области — и этим же людям (которые отказывались прививать животных. — Прим. ред.) в первую очередь, — заявил Франтенко.
Он также добавил, что специалисты ветеринарной службы сейчас работают чуть ли не в круглосуточном режиме. Благодаря этому им удалось купировать распространение болезни в Черемховском и Усольском районах, в некоторых хозяйствах уже приступили к ревакцинации скота, который был привит ранее.
По его словам, на «Белореченском» эта ситуация сказалась в меньшей степени, поскольку там имеют более качественное ветеринарное сопровождение и специалистов. Одна из 13 ферм компании попала в зону заражения скота узелковым дерматитом, но на ней были оперативно предприняты жесткие меры. Сейчас скот уже прошел вакцинацию, поэтому вся продукция в обычных объемах доводится до покупателя.
Говоря о том, как ситуация с распространением узелкового дерматита может повлиять на рынок молочной и мясной продукции, Франтенко заметил, что на короткий период у некоторых товаропроизводителей возникли сложности, но рынок в этой сфере является очень конкурентным, поэтому, по его мнению, большого спада по количеству мяса и молока в магазинах ожидать не стоит.
Он также добавил, что вакцинация от дерматита никак не повлияет на качество мяса и молока, но позволит животным выработать иммунитет и защитит их от болезни, которая может привести к печальным последствиям для самих фермеров и производителей.
— Молоко, мясо, все что угодно, что вы получаете, можно тоже спокойно использовать в пищу, нет никаких проблем. Проблема будет, если животное заболеет и не будет иммунитета, вот это существенная проблема. Вакцинация как раз позволяет защититься от этого. Минус гипотетический может быть в том, что во время вакцинации в первый же день у некоторых особей происходит спад производительности молока на незначительный процент. Но это больше из-за стресса, потому что незнакомые люди что-то делают, подходят, корову держат, если она на выпасе была, не из-за вакцины, так что давайте не будем строить никаких теорий заговора, — подчеркнул Франтенко.