— Макар появился у меня всего три месяца назад, но за это время мы стали как одно целое. Мы дополняем друг друга и сейчас я могу сказать, что мы друг без друга просто не сможем жить. Особенно я без него. Макар — мой главный помощник, опора для меня. А еще есть такой забавный факт: день рождения у Макара тогда же, когда и у моего сына — 19 июня. Такой вот подарок судьбы, — рассказывает шелеховчанка Марина Данькова про своего нового питомца.
Девушка — инвалид по зрению с детства, но если раньше она могла смутно различать какие-то реалии окружающего мира, то сейчас она практически ничего не видит. Три года назад Марина подала заявку на получение собаки-поводыря в учебно-кинологический центр «Собаки-помощники», и этим летом наконец обрела своего четвероного друга — лабрадора Макара. О том, как изменилась ее жизнь после этого, Марина рассказала журналисту «ИрСити».
«Не могу представить, что значит хорошо видеть»
— Когда мне было всего 11 месяцев, я получила травму и стала инвалидом по зрению. Левый глаз был нулевой, а правый «Шэ-Бэ» видел. С такими исходными данными я окончила обычную школу, а затем получила образование в Черемховском педколледже. Я с детства мечтала быть учителем и шла к этой цели, не замечая препятствий, — начала свою историю Марина.
Девушка признается, что однажды, когда она уже писала диплом, педагоги спросили, какое у нее зрение. Когда Марина им ответила, они даже сначала не поверили и все спрашивали — как ей удавалось так хорошо учиться и не подавать виду, что она почти ничего не видит.
— Я им просто тогда объяснила, что даже представить не могу, что значит видеть на 100 или хотя бы на 80 процентов. Тем не менее, мне это не помешало получить образование и даже поработать в своей сельской школе учителем. У меня был свой небольшой класс, — продолжает собеседница.
Целых четыре года — с 2014 по 2018 годы — Марина вела уроки и обожала свое дело, ведь исполнилась ее мечта. В 2018-м девушка вышла замуж и переехала в Шелехов, где устроилась работать в детский сад, и по началу все было прекрасно. Правда, недолго.
— С 2019 года я начала терять остатки зрения. Хорошо, что к тому моменту я неплохо узнала город, каждая улочка и каждое здание в Шелехове мне были знакомы, так что больших проблем с передвижением по городу не возникло. Сейчас на моем правом глазу нет даже 1%, а если точнее, он видит на 0,002%. Какие-то большие объекты я очень смутно различаю и все, — пояснила Марина.
Собеседница говорит, что даже эти обстоятельства не вогнали ее в уныние или депрессию.
— Я слишком люблю жизнь, и ведь не просто так я пришла в этот мир. Каждый из нас здесь для чего-то нужен, и мы все со временем поймем, для чего. Но я точно знаю, что мы пришли сюда не унывать и не бороться с чем-то, а просто жить и радоваться мелочам, — поделилась размышлениями Марина.
Однако новое состояние заставило девушку задуматься о том, что ей нужен помощник. Кто-то, кто мог бы сопровождать ее вне дома и обеспечивал дополнительную безопасность в городе, не очень безопасном для незрячих людей. Поэтому Марина подала заявку в московский учебно-кинологический центр «Собаки-помощники» и попросила предоставить ей специально обученную собаку-поводыря.
«Когда пес в шлейке — он на работе»
Ждать своего питомца Марине пришлось около трех лет. Все потому, что подготовить пса, а затем найти ему подходящего человека — не самая простая задача.
— Обычно человек стоит в очереди около двух лет, но в случае с Мариной получилось подольше. Она девушка маленькая, хрупкая, ей было трудно подобрать собаку, которая подошла бы ей по физическим параметрам. Мы всегда учитываем рост, комплекцию, даже темп передвижения будущего хозяина, чтобы пес не оказался сильнее человека, — пояснила тренер-дрессировщик центра Ирина Зенкина.
Она специально приехала в Шелехов, чтобы проверить, как спустя три месяца Марина и Макар уживаются на одной территории. Кроме того, Ирина должна проконтролировать, правильно ли выстраиваются отношения между собакой-поводырем и ее новым хозяином. Несмотря на то, что пес с юного возраста обучается быть человеку помощником, на первых порах могут быть шероховатости.
В центре «Собаки-помощники» говорят, что такие регулярные поездки московских тренеров очень важны и возможны благодаря программе «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Эта организация — партнер центра «Собаки-помощники», и она много лет поддерживает программу кураторства действующих и будущих владельцев собак-поводырей по всей России.
— Первый год щенки живут в волонтерских семьях, где они социализируются и учатся жить с человеком в квартире. Главная задача — дать щенку полноценное щенячье детство с игрушками, играми и человеком бок о бок. В волонтерской семье пес должен узнать, например, что такое лифт и как нужно ходить по лестнице, что спать на диване нельзя, а воровать вкусняшки со стола — плохо. Когда собаке исполняется год, она попадает в наш центр, и примерно 6-8 месяцев ее учат быть профессиональным поводырем, — отмечает Ирина.
Четвероногих подопечных дрессируют и обучают всем стандартным командам, плюс особое внимание обращают на то, что собака должна уметь водить хозяина по маршрутам.
— Собака-поводырь — это специально обученный пес, который запоминает траекторию движения и остановкой обозначает препятствие или какой-то ориентир. Тем самым питомец помогает человеку ориентироваться в городском пространстве. Кроме того, важно научить собаку не поддаваться на различные провокации — не реагировать на белок, кошек, детей или бабулек, которые хотят погладить или накормить милого пёселя. Поводырь должен реагировать только на своего хозяина, его команды и он не может, например, даже вкусняшки брать у посторонних, — комментирует Ирина.
После обучения за собакой приезжает ее будущий хозяин, и еще две недели они вместе работают в центре под присмотром тренера-наставника. Затем человек сдает настоящий экзамен, чтобы подтвердить, что он умеет обращаться с собакой-поводырем, и уже потом человек и его питомец отправляются домой.
— Собака-поводырь после выпуска получает свой паспорт — это такая зеленая корочка с вкладышем внутри, в котором содержатся все сведения о животном и его владельце. Также сюда занесены выдержки из законов, которые регламентируют бесплатный и беспрепятственный доступ собаки-поводыря в любые общественные места и транспорт. Это нужно на случай, если незрячего человека пытаются выгнать с собакой из автобуса или поликлиники, — обращает внимание Зенкина.
«Его шерстяное плечо всегда рядом»
Сама Марина Данькова рассказывает, что с появлением в ее жизни Макара все стало другим. В первую очередь, появилось больше новых возможностей.
— С ним я стала более уверенной. Каждый шаг даётся мне с радостью и я чувствую, что для нас открыт целый мир. Мы можем гулять, ездить, путешествовать. Жизнь становится более полноценной, и уже нет таких барьеров и препятствий, которые были раньше. Я уже не падаю, не спотыкаюсь и не открываю двери лбом. У меня есть Макар, который всегда рядом. Он поддерживает не только своим присутствием, он на самом деле помогает преодолевать преграды, которые ждут незрячего человека в мире зрячих людей, — делится Марина.
Девушка рассказывает, что теперь вместе с Макаром они смогут объехать больше интересных мест и будут чаще бывать на Байкале.
— Мне многие задают вопрос: «Зачем тебе ездить, если ты ничего не видишь?» Но мы же все равно ощущаем этот мир, хоть и немного по-своему. Незрячий человек может видеть мир, просто иначе. Ты просто счастлив в моменте и все. За те три месяца, что он здесь, Макар уже четыре раза побывал на Байкале, и мы продолжим активно ездить. Мы вместе были в Слюдянке, в Листвянке. Летом вместе с ним гуляли по Москве, — делится собеседница.
Марина признается: в Макара она влюбилась сразу же, как только с ним познакомилась. Он для нее не менее важен, чем сын или супруг.
— Он очень добрый, внимательный, очень игривый. Любит баловаться, потому что он еще молодой и веселый. Макар — самый лучший, он настоящий хороший мальчик и его шерстяное плечо всегда рядом, — улыбается девушка.
Собеседница отмечает, что особенно сильно лабрадор ее выручил, когда в зону СВО отправился супруг Марины.
— У меня сейчас не самый простой период в жизни. Муж ушел на СВО, мы с сыном Сашей пока остались вдвоем. И тут появился Макар, который заменил мне и психолога, и друга, и собеседника. Он вытаскивает меня из плохих мыслей и учит радоваться всему. Я доверяюсь ему, и он меня ни разу не подвел. На нас теперь чаще обращают внимание люди, уступают место где-нибудь в транспорте, помогают сориентироваться. Единственное, часто хотят его погладить или потрогать, но делать этого нельзя, — рассказывает Марина.
А затем поясняет — когда собака-поводырь идет по улице со своим хозяином, она на службе. Отвлекать ее — все равно, что отвлекать полицейского, который следит за общественным порядком. Если пес потеряет бдительность, он может пропустить препятствие, бордюр или ямку на дороге, и незрячий человек от этого пострадает.
Понять, что собака-поводырь на работе, можно по специальному снаряжению. Это прочная шлейка со специальными нашивками и жесткой дугой, за которую держится хозяин. Дуга помогает лучше контролировать движения пса и более спокойно чувствовать себя в пространстве.
Кроме того, само животное четко знает: как только на него надели шлейку, служба началась, так что баловаться и бегать за белками больше нельзя. Шлейка служит «переключателем» с режима обычной собаки в режим поводыря. При этом стоит только снять обмундирование, как пес-поводырь превращается в обычного развеселого лабрадора, который не прочь побаловаться и поиграть.
Лабрадоры и золотистые ретриверы — это самые идеальные породы собак на роль поводырей. Они дружелюбны, всегда ориентированы на человека и не проявляют агрессии.
— Что еще немаловажно: собаки этих пород любят покушать, а этот факт облегчает дрессировку. Кроме того, лабрадоры и золотистые ретриверы очень добрые на вид, и это тоже имеет значение. Незрячий человек может заходить с собакой в любое учреждение или в любой вид транспорта, окружающие не должны бояться пса-поводыря, — комментирует Ирина Зенкина.
Недоступная среда
Тем временем Марина говорит, что Шелехов все еще сильно далек от города с доступной средой и отзывчивыми горожанами.
— Сейчас уже стало проще, но в начале приходилось объяснять людям, что мой пес-поводырь имеет право быть со мной везде. Особенно водители автобусов нас встречали не очень добродушно. Не потому, что они злые, просто не все знают закон. Однажды нас вообще пытались высадить, но я не позволила, и мы с Макаром поехали дальше. Теперь уже все намного проще — мы спокойно катаемся и на городских маршрутках, и на междугородних, в электричках тоже все уже легко, — поделилась собеседница.
А вот доступной среды в Шелехове, да и в Иркутске тоже, девушке очень сильно не хватает. Светофоров со звуковым сигналом крайне мало и перейти дорогу, особенно в мало знакомых местах, бывает проблематично.
— Бордюры кривые, асфальт в трещинах. Было бы прекрасно, если бы у нас в городе было все ровно, но живем с тем, что есть. Для начала хочется, чтобы люди были добрее, а водители автобусов не мучали расспросами по собаку-поводыря, а просто пускали в салон и давали нам возможность путешествовать. Без этого мы не можем, — вздыхает Марина.