Иркутская область осталась без ещё одного титулованного спортсмена — чемпионка Европы и двукратная участница олимпийских игр Ирина Долгова из Братска переехала в Тюмень. Такое решение она приняла из-за того, что регион никак не поддерживает её вид спорта.
«По новостям Братска пишут о моём переезде в Тюмень и с чем это связано. Да, действительно, есть и раньше была такая проблема в нашем регионе. Я давно подумывала о двойном зачёте, ждала и верила, что всё изменится в лучшую сторону в Иркутской области. Но никаких изменений не произошло, а стало ещё хуже», — так Долгова объяснила свой переезд в другой регион.
Долгова в свои 26 лет — для дзюдо не самый большой возраст — уже дважды ездила на Олимпиаду, побеждала на континентальных турнирах, сейчас она стабильно входит в число участников международного турнира по дзюдо «Большой шлем», этапы которого проводятся в течение года в разных странах мира.
В Братске спортсменка была локальной звездой. Насколько мне известно, она никогда не отказывала в общении болельщикам и периодически участвовала в разных городских мероприятий. Долгова — большой ориентир для местных спортсменов, показатель того, что любой человек может выбиться в люди, если он обладает трудолюбием и усердием. Казалось бы, за таких людей нужно держаться. Но, видимо, всё перечисленное выше не является для региональных властей (и министерства спорта? в частности) чем-то важным и нужным.
«Двойной зачёт», о котором говорила Долгова в своём объяснении, подразумевает «софинансирование» подготовки спортсменов из нескольких регионов. Практика не бесспорная, но имеющая право на существование и широко распространённая в нашей стране. К ней прибегают в том случае, когда в домашнем регионе нет достаточных условий (в первую очередь, финансовых) для развития, и когда другой регион может их дать в обмен на «присоединение» атлета.
На примере Долговой это могло бы выглядеть так: она продолжила бы тренироваться в Братске, а получала бы деньги и от Приангарья, и от Тюменской области. Но из её слов можно понять, что схема по каким-то причинам не сработала. Может быть, она получила отказ от нашего минспорта — и это вполне вероятно, потому что не все регионы готовы «делить» спортсменов с другими.
Ирина — не первая спортсменка, выбравшая другой субъект РФ из-за того, что дома ей не создали все необходимые условия. Когда-то давно нас покинули борцы Наталья Воробьёва и Ирина Букина (последняя как раз числится в двойном зачёте с Иркутской областью, но по факту тренируется в Москве). Гимнастка из Иркутска Екатерина Веденеева вообще уехала в Словению, а легкоатлет Матвей Волков — в Белоруссию, хотя отъезд последнего всё-таки лежит в плоскости системного кризиса, в котором оказалась российская лёгкая атлетика.
Люди уезжают из Иркутской области не от хорошей жизни. Спорт высших достижений требует колоссальных затрат на подготовку и восстановление. По-хорошему, у них не должна болеть голова о том, где найти деньги, чтобы провести какой-нибудь тренировочный лагерь или оплатить восстановление или лечение в хорошем медицинском центре. Но в нашем регионе это большая проблема даже для высокоуровневых спортсменов. Что уж говорить про ситуацию на местах, где тренеры из детско-юношеских школ вынуждены искать деньги и унижаться перед родителями, чтобы те дали им какую-нибудь копейку.
Скоро в Иркутской области не останется большого спорта. Уедут спортсмены из индивидуальных видов спорта, развалятся все клубные команды. Зато останется министерство спорта, в котором уже более полутора лет нет полноценного руководителя.