
Кандальные кольца декабристов и узоры домов Иркутской губернии. Бренд Sophia вместе с музеями выпустил необычные украшения
Две необычные коллекции украшений, посвященных деревянному наследию Иркутской губернии, а также декабристам, оказавшимся в Сибири в ссылке, выпустил ювелирный бренд Sophia в сотрудничестве с иркутскими музеями. В основе изделий — новое прочтение истории, результат поиска тайных смыслов и иных форм, которые могли бы рассказать о, казалось бы, привычных нам вещах. Подробностями о новых коллекциях и работе с Музеем декабристов и этнографическим музеем «Тальцы» с журналистом «ИрСити» поделилась основательница бренда Sophia Кристина Скобина.
— 21 апреля нашему бренду исполнится 11 лет. За это время мы создали больше 30 коллекций — от очень больших и объемных до совсем маленьких капсул на десяток изделий. У разработки коллекции для музеев есть своя специфика, и заключается она в том, что мы обращаемся не к музею, а через него к публике, — заметила Кристина.
По ее словам, музеи, с которыми мастерам удалось поработать, разные и по своему статусу, и по атмосфере, и по тому, какие гости в них заглядывают. Более того, даже в пределах одного музея пересекается порой совершенно разная публика.
— Но планируя ювелирную коллекцию для музея, мы придерживаемся определенных правил. Это всегда должна быть целостная, увлекательная история, которая с необычного, нестандартного ракурса расскажет об экспозиции музея, о его главном посыле. Поэтому каждое украшение коллекции — это больше чем сувенир. Мы намерено отходим от вульгарных форм и прямых трактовок. Даже символ Байкала у нашего бренда всегда эстетически обыгран, а если это украшения, посвященные монаршим персонам, то это никогда не напрямую, не в лоб. Это интерпретации, — продолжает Кристина Скобина.
Собеседница заметила, что перед формированием коллекций мастера бренда и она сама изучили все материалы, которые предоставили музейные работники.

Мастера бренда Sophia работают над новыми украшениями
— Не скрою, что для меня это не просто часть работы, это большое удовольствие. Я со школы увлекаюсь историей, у нас дома всегда была огромная домашняя библиотека, я участвовала в олимпиадах даже федерального уровня. Темой моего диплома в вузе были реплики скифских пряжек бронзового века из легендарного минусинского клада. Эти реликвии я смогла посмотреть в закрытых фондах иркутского музея. Так что мне всегда была близка эта тема. Среди поклонников нашего бренда тоже, кстати, много людей от искусства, культуры и истории, — поделилась Кристина Скобина.
Каждое украшение создано так, чтобы его можно было легко повторить при необходимости, а еще чтобы оно было доступным по цене.

Это особенное ощущение — создать именно то, что человек увезет с собой домой, то, что вместит все его приятные воспоминания, пережитые эмоции, то, что будет с ним долгое время. И вот так на пересечении моего интереса и нашего статуса родилась идея работать с музеями.
Первым партнером бренда стал историко-этнографический комплекс «Тальцы». Каждое украшение для него — это часть архитектурных мотивов музейного ансамбля.
Например, наличники дома Горелова конца XIX века. Его привезли в «Тальцы» из села Тулюшка Куйтунского района. Эта усадьба — типичный образец крестьянских усадеб, живущих в трактовых поселениях Иркутской губернии.

Элемент наличника дома Горелова
Другой пример — искусная полностью ручная резьба над воротами купца Войнова. Этот орнамент повторен на броши и серьгах.
— Кроме самих украшений мы создаем тематическую упаковку, экспозиционное оборудование и информационные материалы, которые работают единым ансамблем. Так покупатели и гости музея получают максимум эмоций и полностью погружаются в эстетику музея, — добавляет собеседница.

А вот и орнаменты над воротами дома купца Войнова
Следом за «Тальцами» к проекту подключился Дом-музей декабристов. Так появилась коллекция под названием «Мой талисман».
— В этой коллекции часть украшений носит сувенирный статус, а еще присутствуют реплики подлинных кандальных колец декабристов. Это полные визуальные копии колец, оригиналы которых хранятся в музее. Но мы их сделали не из железа или золота, а в серебре и ювелирной бронзе. За счет этого их можно не только купить, но и носить в повседневной жизни. У них комфортный и универсальный дизайн, — отмечает Кристина Скобина.

Реплика кандальных колец декабристов
Жемчужиной этой коллекции основательница бренда Sophia называет реплику кольца Сергея Трубецкого. Оригинал не утрачен, он существует, но выкупить его себе иркутский Дом-музей декабристов не может.

Эту реплику мы сделали по видео, которое для нас записали на аукционе в Америке. Кроме того, было составлено текстовое описание. В оригинале это массивное кольцо из железа, инкрустированного золотом. Наш вариант выполнен из серебра и ювелирной бронзы. Это крупное мужское кольцо сейчас можно увидеть в музее.
Кристина подчеркивает, что каждое украшение — это небольшое историческое исследование.
— К примеру, в моде того времени было развлечение — вырезать ножницами из бумаги силуэты персон, но без эскизов. Это дворянское хобби мы воплотили в украшениях «Силуэты истории» и «Силуэт в хрустале» под линзой, — показала Кристина.

Браслет с силуэтами декабристов — дань модному в те времена развлечению
Игра с оригами, которую тоже обожали дворяне той эпохи, вдохновила основательницу бренда на оригинальную упаковку для коллекции «Мой талисман».
— Лист бумаги складывался пирамидкой, и в нее вставляли пальчики, и определялось предсказание. В таком же дизайне мы сделали упаковку, только вместо предсказаний внутри сокрыты четыре удивительных факта о музее. Пятый, кстати, можно узнать на сайте учреждения, — отмечает собеседница.
Имеются также украшения, на которых нанесены строки из бессмертных стихов Александра Пушкина, броши с силуэтом пера как дань литературным талантам многих декабристов. Есть подвески в форме жемчужного креста. Это, как говорит Кристина, аллегория «удивительной и глубокой судьбы, наполненной сильными эмоциями».
Сейчас бренд Sophia готовится поработать с другими музеями, но уже за пределами Иркутской области. География обширна — от Москвы до Сахалина. Кристина Скобина признается, что проект с Сахалинским этнографическим музеем для нее особенно интересен, так как у музея богатейшая коллекция и история, а следующий год будет юбилейным.

А вот и брошь со стихами Александра Пушкина
— Перед началом этой работы я боялась сложностей в коммуникации, которые возникают между человеком из бизнес-среды и людьми из госструктур. Но с восторгом обнаружила людей компетентных, вовлеченных и преданных делу. Они потрясающие собеседники, носители уникальной информации и просто харизматичные люди. Мои личные бенефиции от этих проектов в том, что я нашла замечательных друзей и партнеров, — улыбается собеседница.
Кристина добавляет, что в то же время музеям бывает непросто, так как приходится решать задачи насчет презентаций коллекции, размещать всё это на сайте и заниматься другими административными вопросами.
— И как сказали работники Иркутского областного краеведческого музея, будет сложно удержаться от покупки и хоть что-то оставить гостям, — шутит Кристина Скобина.

Но если говорить серьезно, то самая высокая похвала нашим музейным проектам была от соискателя на одну из наших вакансий. Молодой человек сказал, что хотел бы работать в том бренде, благодаря которому ему впервые со школьных времен захотелось снова сходить в музей.
Кристина Скобина говорит, что сотрудники ее бренда с радостью получают техзадание по музейным проектам и с большим удовольствием читают концепции предметов, работают над воплощением этих концепций в жизнь.
— Я тоже хочу сказать то, чего обычно не услышишь от серьезных дизайнеров. Многое в этих проектах делается для собственного удовольствия. Я радуюсь как ребенок, когда получается услышать удивительные истории, когда есть возможность прикоснуться к этим таинственным запретным предметам, будто бы оказываешься в сказке, — по секрету призналась Кристина.